zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Разное  » В свободное время  » Хитров: О наукометрических показателях в вузах

Хитров Г.М.: О двухступенчатой системе образования в вузах

В данной статье речь пойдет о наукометрических показателях преподавателя вуза при оценке его труда администрацией при распределении премиального фонда и при избраниях на должность по конкурсу.

В этой статье, в отличие от предыдущей, придется рассмотреть более широко общеисторический фон нашей страны, на котором происходит исследуемое использование наукометрических показателей. Наша страна «родом» из СССР, который завершил холодную войну, мягко выражаясь, не в свою пользу. С уходом СССР с исторической арены, холодная война для России не закончилась. Подтверждением сказанному может служить включение, уже значительно позже после «окончания» холодной войны, в боровшийся с СССР военно-политический блок НАТО не только бывших стран социалистического лагеря (стран участниц Варшавского договора), но и некоторых союзных республик бывшего СССР (например, прибалтийских республик). Активной наступательной позиции Запада в этой продолжающейся войне современная Россия в начальный период после развала СССР, по понятным причинам, не могла ничего противопоставить до тех пор, пока о «своем желании» вступить в НАТО не заявила Украина. Это стало реальной угрозой самому факту существования России, и тогда Россия вынуждена была также перейти к активным действиям (в первую очередь в оборонительном плане) в этой продолжающейся холодной войне.

Данный исторический экскурс мне понадобился для того, чтобы напомнить, что «в войне все средства хороши» и что современные наукометрические показатели появились в период пика холодной войны Запада с СССР именно на Западе. Позже, после «окончания» холодной войны, западные наукометрические показатели совершенствовались в период, когда «обновленная» Россия почти во всем следовала в фарватере Запада. Наверное, это было бы даже хорошо, если бы жизненный уровень в новой России был бы такой же, как на Западе, и холодная война не продолжалась бы. Из того, что выбранные накометрические показатели хороши для Запада, вовсе не значит, что они хороши и для России.

А теперь поближе к наукометрическим показателям в вузе. В отличие от Запада, где наука сосредоточена в университетах, наука в СССР была в первую очередь сосредоточена в институтах Академии Наук и только во вторую очередь в вузах. Развитие научных исследований в вузах необходимо потому, что преподавание должно базироваться на современных достижениях науки, для чего, как правило, при вузах открывались свои научно-исследовательские институты. В вузовских научно-исследовательских институтах, работали как преподаватели, так и инженеры, и научные сотрудники. Причем для преподавателя работа в НИИ - это был просто дополнительный заработок. Работа преподавателя и научного сотрудника оценивалась отдельно и по разным показателям. После развала СССР были попытки сосредоточить всю науку в новой России в университетах. Они провалились, и Академия Наук сохранилась. Зато научно-исследовательские институты при вузах, по крайней мере при нашем университете, были ликвидированы. Проведение мероприятий связанных с указанными университетскими реформами (ликвидация институтов), а также необходимость укрепления правого сознания в новой России, как в обществе в целом, так и в первую очередь в вузах, потребовали усиления административного влияния в руководстве вузами, в частности в нашем университете. Вероятно, в связи с этим практически ликвидированы факультеты в университете. Руководство в университете стало централизованным и забюрократизированным. Некоторые факультеты университета стали переименовываться в институты. Вероятно и по этому, наукометрические показатели, по которым оценивается работа научных сотрудников, были перенесены и на оценку работы преподавателей, что, по меньшей мере, неправомерно.

Я не буду здесь выяснять, по какой причине произошли указанные изменения с оценкой работы наших преподавателей в вузах, как и вопрос: «по своей ли воле Украина стремится в НАТО?», только отмечу, что польза от всего этого сомнительна, а вред очевиден.

Попытаюсь объяснить свои сомнения. Уже на закате советской власти я достаточно открыто выражал свое отношение к превращению СССР в сырьевой (и даже интеллектуальный – «утечка мозгов») придаток Запада. Как-то, в беседе со своим научным руководителем Зубовым Владимиром Ивановичем, на его вопрос «почему я не стремлюсь публиковаться?», я ответил, что знаком с профессором Зубовым, чьи опубликованные фундаментальные работы не могут найти «внедрение» в СССР, но зато прекрасно внедряются в США, которые имеют мощные вычислительные машины. Зубов посочувствовал мне, сказав, «смотри, спохватишься». Конечно же, он был прав. Одно дело – получить результат и даже написать статью, другое дело – опубликовать её. К этому я пришел и сам, когда пробовал помочь своему коллеге внедрить его изобретение в промышленность. Я направил его в одну ведущую организацию, где ему открытым текстом сказали: «Чем лучше ваше изобретение, тем меньше шансов внедрить его под вашей фамилией». Это было в СССР. Что же случилось с новой Россией? Перестала ли она быть сырьевым придатком Запада? Нет, вспомните современные призывы «слезть с нефтяной иглы». Перестала ли Россия быть интеллектуальным придатком запада? Нет, вспомните, что термин «утечка мозгов» если не появился, то уж точно стал актуален именно в современной России. А теперь добавьте к этому необходимость научных работников и работников вузов публиковаться в ведущих западных журналах. Теперь у Запада отпала даже необходимость переманивать наших ученых к себе. Зачем? На Западе ему нужно платить западную зарплату, а находясь в России, он будет работать на Запад за российскую зарплату.

Да, вот такие неутешительные мысли посещают меня, когда я размышляю о наукометрических показателях, нужных в первую очередь министерским работникам и администрации вузов и только во вторую очередь тому, ради чего, казалось бы, они и придуманы – способствовать развитию науки и высшего образования в стране. Может быть, и в использовании наукометрических показателей, на первых порах, перейти к «импортозамещению»?

И ещё. Если кому-то показалось, что я выступаю против публикаций наших ученых на Западе, то это не так. Я выступаю только против необходимости по тем или иным причинам публиковаться на Западе. Например, по причине невозможности публиковаться у себя на Родине.

Хитров Г.М.