zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Разное  » В свободное время  » Хитров: О двухступенчатой системе образования в вузах

Хитров Г.М.: О двухступенчатой системе образования в вузах

Открывая рубрику «Размышления пожилого преподавателя» я хотел бы уточнить следующее. Во-первых, что значит слово «пожилой», вынесенное в название рубрики. Пожилой – значит немолодой, и посему, несомненно, имеющий право на «размышления», которые могут быть интересны другим и, в первую очередь, коллегам универсантам. Почему коллегам универсантам? Я полез в стол и достал три настольных медали: медаль «В ознаменование 150-летия Ленинградского ордена Ленина государственного университета им. А.А. Жданова» 1819-1969, медаль «Санкт-Петербургский государственный университет 1724» с гербом университета на лицевой стороне, выпущенной в 1999 году в ознаменование 275-летия университета, медаль «Санкт-Петербургский университет 1724» со зданием двенадцати коллегий («главным зданием») на лицевой стороне. Последней медалью награждаются универсанты, отработавшие непрерывно в университете 50 лет и более (включая обучение). Очевидно, что число 50 составляет значительную часть из чисел 150 и 275. Понятно, указанные медали хоть и характеризуют их обладателя, но не в полной мере. Поэтому я припомнил, что среди прочих наград имею такие, как медаль «За трудовую доблесть» и нагрудный знак «Почетный работник высшего образования России». Полагаю, что данные внешние атрибуты дают мне право на размышления по поводу происходящих событий в университете, да и в стране в целом, и их оценке.

Поводом к размышлениям послужили университетские реформы последних лет. Так, от одноступенчатой основной формы обучения (специалитет) длительностью 5 лет, на факультете ПМ-ПУ мы перешли к двухступенчатой форме образования - бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Итак, двухступенчатая форма обучения предполагает более длительный срок обучения (6 лет вместо 5). Следовательно, можно предполагать, что нынешние выпускники (магистранты) должны быть более подготовленными, чем специалисты прошлых выпусков? Не торопитесь с такими очевидными выводами. Всё дело в том, что основная база будущего магистранта закладывается в период обучения на первой ступени – ступени бакалавриата. И тут, казалось бы, всё должно быть на стороне получения большего объема знаний. Если раньше специалист общие знания получал в течение первых трех лет из пяти, то теперь, казалось бы, он может получать их в течение четырех лет, оставляя, как и прежде, два последних года обучения на специализацию. Продление сроков обучения на стадии получения общих знаний казалось бы вполне естественно по двум причинам. Во-первых, ухудшилась подготовка выпускников школ по математике. (Скатывание в последние годы с первых мест на двадцатые на международных олимпиадах по математике). Во-вторых, инновационная перестройка промышленности, требует специалистов с более глубокими фундаментальными знаниями. А фундамент как раз и закладывается в первые годы обучения. Таким образом, как для компенсации ухудшения (надеюсь временного) школьного образования, так и для увеличения объема получаемых фундаментальных знаний нужно время. Дополнительный год как раз и мог бы служить указанным целям.

Что же произошло на самом деле в результате университетской реформы, связанной с переходом на двухступенчатую форму образования? Произошло резкое сокращение почасового объема по основным дисциплинам: алгебра, мат. анализ и геометрия. Так если курс алгебры читался в течение трех семестров, то теперь читается в течение двух семестров с сохранением почасовой нагрузки по семестрам. Этого сокращения можно добиться разными путями, но одно очевидно – объем преподаваемого материала уменьшится, а получаемые знания ухудшатся. Можно ли указанные потери компенсировать за период обучения в магистратуре? Нет. Магистратура посвящена более глубокому освоению специализированного материала. Магистрант это высококлассный специалист, профессионал. В крайнем случае, человек, который больше других имеет шансы стать таковым за короткое время после окончания университета. Но это по задумке. А на деле? Теперь же после окончания университета он в течение длительного времени должен восполнять недополученные на первых курсах знания. То есть, можно констатировать, что в среднем нынешний магистрант хуже прошлого выпускника-специалиста.

Самой простой реакцией на сказанное выше, скорее всего, будет такая: констатировать факты может почти любой, а вот что ты можешь предложить для исправления ситуации в период, когда преподавание в университете перешло в разряд «оказания образовательных услуг»? Предложить можно только то, что уже было сказано выше: нужно увеличить время на преподавание общих профильных дисциплин и улучшить качество этого преподавания. Это предложение в первую очередь касается бакалавриата. Вряд ли бакалавр будет востребован на рынке высокопрофессионального труда. А в связи с тем, что бакалавриат не связан неразрывно с магистратурой данного вуза, то хорошо подготовленные у нас бакалавры, могли бы всегда найти себе место, как в нашей магистратуре, так и в магистратуре других вузов.