zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Разное  » В свободное время  » По горячим следам

По горячим следам

В газете «Муниципальная перспектива» от 21 июня 2007 года было опубликовано объявление «Вниманию петродворчан!», в котором сообщалось, что «4 июля 2007 года в Петродворце пройдут публичные слушания по проекту корректировки Генерального плана Санкт-Петербурга». Сообщалось, что слушания «состоятся в актовом зале администрации Петродворцового района (ул. Калининская, д. 7, 3-й этаж), начало в 16 часов». Указывалось также, что «с градостроительной экспозицией можно ознакомиться в помещении местной администрации муниципального образования город Петергоф».

Поскольку меня давно интересовал план развития Петергофа, то в обозначенный день и час я пришел в указанное место. Как я и предполагал, помещение не вмещало всех желающих узнать дальнейшую судьбу Петергофа. С трудом протиснувшись в непроветриваемое помещение, я пристроился поближе к выходу, чтобы было чем дышать. Я оказался недалеко от окна, возле которого сидела женщина и бдительно следила, чтобы, не дай бог, открыли окно. Народ задыхался и требовал открыть окна - бесполезно. Напряжение и раздражение в зале возрастало. Наконец, никем не выбираемый председательствующий, назовем его Главный чиновник, огласил повестку дня. Оказалось, что вопрос касается 31 поправки и трех муниципальных образований: Стрельны, Петергофа и города Ломоносова. В ходе обсуждения повестки выяснилось, что в Ломоносове собираются провести собственные слушания. Другие муниципальные образования (Стрельна и Петергоф) также захотели провести слушания у себя, ссылаясь при этом на соответствующие законы. Дебаты затягивались. Несмотря на созданные администрацией района с трудом выносимые условия, народ не расходился. Не помогали и призывы Главного чиновника уважать себя. Вероятно, он полагал, что уважающий себя человек не высидит в летнюю духоту в душном зале с закрытыми окнами. В зале послышались возгласы: «Вы что, нас за быдло считаете?». Главный чиновник своей манерой ведения собрания показывал, что вопрос из зала - риторический. Наконец, общим требованием собравшихся было решено перенести слушания в помещение кинотеатра «Каскад» на более поздний срок - на осень.

Вполне возможно, что этот досадный эпизод со слушаниями вскоре забылся бы - мало ли сюжетов подобного отношения чиновников к населению. Однако 5-го июля в вечерней новостной программе НТВ из Санкт-Петербурга я увидел сюжет о проведении слушаний в Приморском районе. Поначалу я подумал, что ослышался, что диктор перепутал Петродворцовый район с Приморским - настолько все было похожим. Однако в распоряжении Приморской администрации, как следовало из показанного сюжета, было два зала для заседаний. Следовательно, у администрации Приморского района была возможность переводить народ из зала в зал, теряя по дороге значительную часть собравшихся на слушания. Таким образом, в Приморском районе чиновники одолели собравшихся, и провели слушания, - им есть чем отчитаться перед вышестоящим начальством. Петродвоцовой администрации не повезло, у ней не было второго зала под боком, и собравшиеся указали организаторам, что слушания, мягко говоря, не подготовлены.

Итак, два виденных мной случая проведения слушаний по аналогичным вопросам оказались настолько похожими, что я их чуть не перепутал. Это очень огорчило меня. Если бы я не увидел по телевизору сюжета о слушаниях в Приморском районе, то все случившееся на слушаниях в Перодворцовом районе я мог бы отнести к огрехам местной районной администрации. Теперь это видится как нечто большее - как общее пренебрежительное отношение районных администраций к своему населению. Если вспомнить, что районные администрации представляют губернаторскую власть, то не есть ли их отношение к населению отношением Губернатора к населению? Напомню, что представительной власти на уровне района в Санкт-Петербурге нет, местную администрацию кроме как Губернатору контролировать некому.

Что же делать, чтобы подобное не повторялось впредь? Я предлагаю впредь не разрешать чиновникам руководить процессом слушаний, и уж точно не разрешать чиновникам председательствовать на слушаниях. Мое предложение сводится к тому, что те вопросы, по которым законом предусмотрены публичные слушания, должны проводиться по заявке, подаваемой в соответствующий представительный орган власти. Поскольку представительная власть у нас в основном имеется лишь на уровне муниципальных образований, то заявка на проведение публичных слушаний должна писаться на имя председателя местного совета.

Обращаю внимание, что если для проведения собраний, шествий и т. п. организаторы пишут заявку на имя соответствующего чиновника, то не вижу ничего зазорного, чтобы на проведение публичных слушаний чиновник писал заявку на имя народного избранника и подчинялся ему во время слушаний.

Если все же нам нужно проводить слушания на районном уровне, то давайте создавать в Санкт-Петербурге местную власть на районном уровне, такая возможность предусмотрена Федеральным законом о местном самоуправлении (более того - Федеральный закон даже требует это).


Записав «по горячим следам» свои впечатления о публичных слушаниях после упомянутого выше просмотра сюжета о Приморском районе, я, как только выпало свободное время, решил заглянуть в законодательную базу и выяснить, что же такое публичные слушания.

Я выяснил (из системы «Гарант»), что понятие (термин) «публичные слушания» связано с двумя федеральными законами: Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Тема наших слушаний могла быть связана только со вторым законом. Но поскольку в Питере свое особое местное самоуправление, то я обратился в первую очередь к питерскому закону о местном самоуправлении. Там я нашел соответствующую статью, посвященную интересующей нас теме. Поскольку статья небольшая, то я процитирую ее целиком.

«Статья 19. Публичные слушания

  1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования муниципальным советом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
  2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, муниципального совета муниципального образования или главы муниципального образования.
    Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или муниципального совета муниципального образования, назначаются муниципальным советом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
  3. На публичные слушания должны выноситься:
    1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
    2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
    3) проекты планов и программ развития муниципального образования;
    4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
  4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) решением муниципального совета муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний».


Прочитав статью 19, я понял, что «ломился в открытую дверь». Интересующие нас публичные слушания - это действительно прерогатива (исключительное право) местной власти. Слушания, на которые попал я, были какими-то другими, поскольку проводились администрацией района, что не предусмотрено законом. То, что у нас постоянно нарушают законы - это не новость, к этому можно бы и привыкнуть. Но нарушение закона, как правило, связано с попыткой удовлетворения конкретных интересов, плохо согласующихся с законом, или плохим качеством законов. В чем же дело в нашем случае? Пытаясь выяснить это, я обратился к Федеральному закону о местном самоуправлении. Во многом статья 19 питерского закона соответствует статье 28 Федерального закона. Но и отличается от нее. Вот как звучит пункт 3 части 3 соответствующей статьи 28 Федерального закона:

«3. На публичные слушания должны выноситься: :
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки».

Сравнение соответствующих пунктов 3) питерского и федерального законов, показало плохое качество законов, как федерального, так и, особенно, питерского. Упомянутые законы исключают из числа инициаторов публичных слушаний исполнительную власть: местную (если она не представлена главой муниципального образования), районную (питерскую - тем более, поскольку у нас на уровне района нет представительной власти), городскую и федеральную. Это неправильно, что и показали попытки провести в Петродворцовом районе публичные слушания.

Действительно, подумав немного о пункте 3) федерального закона, я понял, что в этом пункте речь идет о градостроительной деятельности. Я обратился к соответствующим законам и обнаружил, что акты о проведении публичных слушаний входят в обязательную градостроительную документацию. Значит, соответствующие органы городских властей должны проводить эти слушания при подготовке Генерального плана или при его корректировках. Тогда я обратился к Градостроительному кодексу РФ и обнаружил там статью 63 «Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге». В этой статье кроме всего прочего говорится: «Согласование проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не осуществляется. Публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга [выделено мной, Г.Х.]».

Давайте представим себе такую ситуацию - Генеральный план или его корректировки приняты. Но этот план почему-то не устраивает какого-нибудь финансового магната. Магнат приходит в городскую администрацию и говорит: «Покажите-ка мне план и заодно 111 актов публичных слушаний (столько у нас внутригородсих муниципальных образований)». Что тогда? Может быть все же лучше придерживаться закона? Если неудобно работать со 111 муниципальными образованиями, то ведь никто не мешает создать местное самоуправление на районном уровне.

Попытки провести слушания по корректировке Генерального плана у нас в Петродворцовом районе показали также неправильную концепцию создания Генерального плана. План не может создаваться исключительно сверху, что ведет к необходимости его постоянной корректировки. План не может создаваться исключительно снизу, что превращает его в набор противоречивых проектов. План должен создаваться с участием тех, для кого он делается, т.е. с участием населения. Учет указанных положений обязателен при выработке концепции создания Генерального плана.

Полагаю, что случай с нашими слушаниями показывает также, что пора приводить питерское законодательство о местном самоуправлении в соответствие с федеральным. Тогда нашим администрациям не придется дурачить население и вышестоящие власти исполнением неких формальностей, связанных с публичными слушаниями.

Г.М.Хитров, июль 2007

P.S. Эта статья была размещена на сайте 9 июля, а уже 16 июля из вечерней новостной программы канала "СТО" я узнал, что 16 июля в Петродворцовом районе все-таки состоялись упоминавшиеся в статье публичные слушания. В Президиуме слушаний я вновь увидел Главного чиновника. Поскольку, переключая каналы, я попал на данное сообщение случайно, то видел только конец сообщения. На этот раз слушания проходили, кажется, действительно в кинотеатре "Каскад". Размышляя над увиденным, я припомнил свою статью 2005 года "Для чего власти нужно лето?", опубликованную на городском сайте местного самоуправления. Я писал там: "Известно, что лето время отпусков, т.е. это время когда все службы либо в отпусках, либо в разъездах, либо на дачах, либо когда значительная часть населения добывает хлеб свой насущный на огородах. Властям же лето нужно для проведения в жизнь скользких непопулярных решений".

Поскольку о последних слушаньях я ничего не знал (точнее был введен в заблуждение), то, к сожалению, ничего конкретного сказать о них не могу. Читатель же может составить себе представление о прошедших слушаньях, прочитав статьи в местных газетах: Виктории Мухамеджановой "Скандальный Генплан" в "Городок-info" от 18 июля 2007 года и Олега Ташкова "Слушанья продолжаются, господа присяжные заседатели!" в "Звезда района" от 23 июля 2007 года.

Г. М. Хитров