zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Разное  » В свободное время  » Хитров. Народ и власть. Теория и практика.

Народ и власть. Теория и практика.

(из доклада д.т.н., проф. В.Я. Розенберга, председателя НТС муниципального образования г. Петергоф)

Уже прошел год с момента проведения конференции посвященной 75-летию со дня рождения В.И.Зубова. На этой конференции выступало много ученых - соратников Владимира Ивановича. Среди докладчиков был и профессор Владимир Яковлевич Розенберг. Владимир Яковлевич для нас, живущих в Петергофе, интересен также тем, что он является председателем научно-технического совета муниципального образования город Петергоф. Можно утверждать, что благодаря и ему, не в последнюю очередь, Петергоф сегодня имеет статус наукограда. И хотя на сегодняшний день этот статус весьма сомнительный (налицо несоответствие Постановления Правительства, на основании которого Петергоф - наукоград РФ, и федерального закона о местном самоуправлении, на основании которого Петергоф, как наукоград должен быть городским округом, а таковым не является), наукоград в Петергофе существует. С докладом В.Я. Розенберга на нашей конференции можно ознакомиться в трудах этой конференции, а вот с его нынешним докладом в Политехническом институте ознакомиться будет потруднее - эти труды еще не напечатаны. Воспользовавшись предоставленным мне самим автором текстом последнего доклада и с его разрешения, я и хочу ознакомить с этим докладом факультетскую аудиторию и всех желающих. Поскольку первоначально этот текст готовился для читателей сайта городского местного самоуправления, т.е. не сугубо для математиков, то я произвел некоторые сокращения доклада В.Я.Розенберга, за счет мест, где используются формулы.

Г. Хитров. 27 июня 2006 года.

Областью рассмотрения является Россия за последние 3 века.

1. Страна это целостность, - система. Народ и власть, - две ее взаимосвязанные подсистемы.

Теоретически, каждая взаимосвязь состоит из прямых и обратных, положительных и отрицательных связей.

Положительность (отрицательность) связи определяется целью существования системы.

Основные внутренние цели страны:

Положительным является такое влияние (воздействие) власти на народ, а народа на власть, при котором достигаются указанные выше цели. Иначе результат будет отрицательным вплоть до деградации и гибели страны.

Вместе с тем, власть является подсистемой и имеет свои внутренние цели, также как и народ.

Возникает естественный, и видимо очень актуальный для безопасности страны, вопрос: Кто для кого: Народ для власти или власть для народа?

2. Россия XIX век.

Теория. Народ для власти. Крепостное право закреплено законодательно.

Практика. Полное соответствие теории.

Результат. Народное недовольство, бунты, восстания. Отмена крепостного права и признание теории несостоятельной.

3. Россия XX век.

Теория. Народовластие. Власть для народа. В начале века Думы при самодержавии. Потом Советы депутатов трудящихся под партийным контролем при фактической диктатуре чиновников, прикрывающихся лозунгами равноправия и социализма.

Практика. Полное несоответствие теории и практики. Народ для власти. Для чиновников. Колхозники лишены властью паспорта и права на свободное передвижение по территории страны, а все граждане права выезда за границу.

Результат. Развал страны. Вымирание. Обнищание. Коррупция. Безнравственность.

4. Россия XXI век.

Теория. По-прежнему, народная власть. Только теперь она называется демократия.

Практика. Полное несоответствие теории. Попытка найти среди населения человека, который сказал бы, что существующая власть для него, что это он ее выбрал, что она защищает его интересы - не увенчалась успехом.

Народ бесправен.

Результат. Текущий результат в комментариях не нуждается. Он резко негативен.

5. Возникают вопросы:

Начну с последнего. Математически точно можно доказать, что теория народовластия верна. Вот это доказательство:
А. Результат деятельности власти - управляющее воздействие (приказ, команда, распоряжение, закон).
Б. Результат деятельности населения - средства жизнеобеспечения (продукты питания, жилье, образование, наука, здравоохранение, транспорт :). Без этого не могут жить и органы власти в том числе.
В. Суммарное время на жизнь (и труд) ограничено.
Если все оно будет затрачено на Б (жизнеобеспечение) и ничего не будет затрачено на А (чиновников не будет), то жизнь будет продолжаться.
Если все оно будет затрачено на А, то ничего не останется на Б (жизнеобеспечение) и все вымрем.

Выводы:
- Народовластие теоретически правильно.
- Задача власти - управлять так, чтобы улучшать условия жизни. Этим определяется и допустимый объем затрат на содержание власти.

6. Вернемся к вопросу, - Что будет дальше?

Первый сценарий пессимистический, но вполне реальный, - постепенное вымирание нашей нации. На эту тему так много сказано, что и продолжать нет смысла.

Самое печальное в том, что заболевание "властным синдромом" пронизало все общество сверху донизу, от правительства до девчушки в налоговой инспекции, не говоря уже о милиционере, работнике ЖКХ, чиновнике губернатора. Каждый, кто по роду своих обязанностей на время получил возможность "принимать решения и создавать очередь", непременно этим воспользуется, да еще и в самой грубой форме. Хорошо еще если при этом он не возьмет пример с правительственных чиновников и не начнет пополнять свой личный бюджет.

Массовость этого явления такова, что оно стало национальной угрозой.

Оно дополняется пассивностью подавляющей части населения, которое изверилось в свои возможности хоть как-то повлиять на общенациональные или просто общественные процессы. Частично это остатки страха от репрессий прошлых лет, частично следствия обмана, который был совершен при очередном переделе власти.

Второй сценарий оптимистичный. Не может такой народ как наша Россия исчезнуть бесследно. Но само это не придет.

7. Следующий вопрос, - Что делать?

Представляется, что каждому из нас с необходимостью следует проделать следующие шаги.

Первое. Понять, поверить, усвоить, что не я для власти, а власть для меня. Это я своим трудом содержал и содержу ее. Она должна быть мне (нам) благодарна и реально подконтрольна на всех уровнях.

Второе. Каждому нужно понять, что один я ничего сделать не могу. Только мы, представители населения, научившись объединяться, сможем достичь желанных целей.

Это хорошо усвоили те, кто хочет быть властью. Они объединяются в политические партии, целью каждой из которых является борьба за власть.

Мы должны научиться объединяться в общественные (не политические) организации с иными, жизненно важными целями, от чистоты и безопасности жизни в городе, до контроля над деятельностью властных структур. Всячески противодействовать торговле голосами избирателей. В Петергофе на выборах Муниципального совета в 2005 году была сделана попытка скупить по 200 рублей голоса избирателей при досрочном голосовании.

Третье. Занять активную позицию в вопросах формирования власти. Вопрос очень сложный. У каждой власти внутренняя цель, - самосохранение. Пути разные. Результат один - загнивание и гибель власти, а зачастую и страны.

Четвертое. Осознать и использовать особую роль современной науки и математики в первую очередь.

Наука (математика) способна обеспечить прозрачность процессов протекающих в социально-экономических процессах общества, обеспечить доступность информации всему населению, что поможет бороться с коррупцией. Создаст условия для перехода от метода проб и ошибок к методу количественного принятия решений в процессах управления в стране.

В настоящее время методом проб и ошибок решаются почти все задачи управления социально-экономическими процессами, то есть задачи управления в жизни человеческого общества, как целостной системы. Негативные последствия таких методов управления ощущает на себе не одно столетие большинство жителей нашей страны. Особенно ярко это проявляется в последние десятилетия в нашей стране, - идет процесс физического вымирания населения.

Было время, когда математика как наука в коллективном человеческом разуме отсутствовала.

Первый шаг был сделан под влиянием освоения энергии животных, обеспечивших перемещение по суше на большие расстояния и создавших условия для обмена результатами труда. Образовался рынок. Возник вопрос: Сколько? Из прикладных нужд родилась первая математическая теория, арифметика, и математическое пространство, - числовая ось.

Следующий шаг был сделан под влиянием освоения энергии ветра, обеспечившей перемещение по морям. Возникли вопросы: Где я? Каким курсом плыть? Арифметика на эти вопросы ответа не давала. Родилась очередная прикладная математическая теория, - тригонометрия и двумерное математическое пространство (прямоугольные декартовы и геодезические системы координат). На базе этой теории были решены задачи картографии и навигации, которые дают точный ответ о месте нахождения на поверхности земного шара и курсе для движения по заданному маршруту.

Освоение энергии пороха, обеспечило перемещение тел в трехмерном пространстве. Возникли вопросы о том, каким образом управлять движением в свободном полете по заданной траектории. Существовавшие математические теории ответа на этот вопрос не давали. Родились интегральное и дифференциальное исчисления.

Современность знаменуется освоением энергии электромагнитного поля. Оно породило мощное многомерное информационное пространство, в котором протекает жизнь общества. Возникли вопросы: Как количественно обосновывать решения, гарантирующие развитие страны? Как количественно оценивать условия прогнозируемой деградации общества? Как количественно учитывать взаимосвязь всех процессов, протекающих в обществе?


На качественном уровне объектом управления является согласованно функционирующее во времени объединение людей (человечество, государство, регион, город, предприятие:). Основой каждой математической теории являются математические объекты. Для арифметики математическими объектами являются действительные числа, для тригонометрии - тригонометрические функции, для дифференциального исчисления - функции и производные и т.д. Для математической теории управления в обществе такими объектами являются: объект управления, цель управления, система управления, меры, применяемые в процессе управления.


Каждый процесс, протекающий в системе, требует выполнения операций двух типов,- управления, базирующегося на принятии решения, и исполнения.

Выбор решений может осуществляться одним из двух методов,- методом проб и ошибок или методом количественного обоснования решений.

Результатом решения является выбор процесса, который должен быть реализован на основании данного решения, оценка (измерение) размера затрат необходимых ресурсов.

Измерения возможны при условии наличия системы единиц.

При определении единицы измерения мощности системы, необходимо учитывать, что в ней основные процессы протекают с годовым циклом. Календарный год является тем минимальным и объективно существующим отрезком времени, за который общество может удовлетворить себя в продуктах питания (от урожая до урожая). Оценки показывают, что популяция в один миллион человек способна обеспечить себя по всему спектру потребностей современного человека: от науки и культуры до продуктов питания. Следовательно, за единицу мощности может быть принято время жизни одного миллиона человек в течение одного года, - 1мг.

Эта единица обладает следующими достоинствами:

Статистические данные, проанализированные под углом зрения структуры единицы социального времени, являются источником информации о фактическом состоянии общества.

Основными параметрами анализа являются состав удовлетворяемых потребностей и динамика изменения затрат на каждую из них, отнесенная к 1 мг. В 1мг представлены все слои населения: дети, учащиеся, работники всех категорий, пенсионеры и распределение затрат на все виды удовлетворения всех потребностей.

Для каждой отдельной потребности затраты на ее удовлетворение не могут превзойти 1мг. Это означает, что если для конкретной потребности обнаружен постоянный рост затрат на ее удовлетворение, то положение дел социально опасно. Это "раковая опухоль" социально-экономической жизни общества.

Рост конкретной затратной величины, означает, что ухудшаются условия удовлетворения остальных потребностей.

Эти данные являются аргументами для планирования распределения ресурсов с целью сокращения затрат на конкретную потребность. При этом ресурсы, выделяемые на развитие науки и технологии будут определяться не методом "проб и ошибок", а количественно обоснованно.

Новизна подобного подхода заключается в объективности оценок с учетом целостности системы.

Каждый регион (область, район, город) обладает своей спецификой по составу продукции, выпускаемой для удовлетворения потребностей, ее количеству и затратам на производство. Часть продукции удовлетворяет внутренние потребности региона, а часть идет на удовлетворение потребностей других регионов. Одновременно регион может получать для удовлетворения своих потребностей часть продукции извне. Измерение интенсивности этих потоков в единицах мг позволяет сделать объективный вывод о том, является ли регион донором или дотационным. Нормировка к 1мг может быть выполнена в масштабах любого региона. При этом структура распределения социального времени будет различной, отражая специфику социально-экономического состояния в отдельных странах и регионах. Этим создаются возможности для сравнений состояния отдельных регионов между собой, их места в обществе, с позиций донора, или потребителя дотаций.

Фактически задача становится тривиальной и алгоритмически разрешимой.

Решение данной задачи с помощью денег, в качестве меры затрат, совершенно некорректно, так как при этом принципиально несравнимыми остаются затраты на обучение специалистов и производство продуктов питания, на оборону и здравоохранение. Одни регионы готовят специалистов высшей квалификации, которыми обеспечивают всю страну и мир, и никакими деньгами не измерить стоимость этой "продукции", а другие ограничиваются выпуском только сельскохозяйственной продукции.

Президент, а точнее орган управления страной и каждый ее житель должны знать ответ на главный вопрос: куда движется страна в данный момент времени, - в сторону развития или в сторону деградации?

Если в стране не сокращается численность населения, сокращается необходимое социальное время, растет уровень удовлетворения материальных потребностей, если увеличиваются силы развития, если сокращается потребление энергии из невозобновляемых источников и увеличивается использование энергии из возобновляемых источников, то можно смело утверждать, что страна движется к процветанию.

Что в этом случае делать президенту? Лучше всего сделать упор на самоуправление в стране.