zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Разное  » В свободное время  » Хитров. Быть ли Петергофу наукоградом? (Продолжение темы)

Быть ли Петергофу наукоградом? (Продолжение темы)

Г. М. Хитров

В слове наукоград главное - город.

26 июля было обнародовано Постановление Правительства от 23.07.2005, которым Петергофу был присвоен статус наукограда. Казалось бы, тема - «Быть ли Петергофу наукоградом?» исчерпана. Почему же в таком случае я не тороплюсь снять с сайта статью с названием «Быть ли Петергофу наукоградом?»? Увы. С 1 января 2006 года, если до этого времени не будут внесены поправки в федеральный закон о местном самоуправлении и в закон о наукоградах, упомянутое Постановление войдет в противоречие с действующим законодательством. Что тогда?

Соображения о возможных противоречиях с законом и путях ликвидации этих противоречий и дают мне основания считать, что упоминаемая статья останется актуальной еще долго, несмотря на получение Петергофом статуса наукограда.

С другой стороны, получение статуса наукограда и действительное превращение Петергофа в наукоград - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Должен заметить, что статус наукограда в последнее время существенно обесценился - если раньше статус наукограда присваивался городу указом Президента на весьма длительный срок, то теперь это делается постановлением правительства и, как мы видим по Петергофу, на пять лет.

Хотя я начал статью с утверждения, что «в слове наукоград главное - город», однако от других городов наукоград отличается тем, что в этом городе много научных учреждений и что значительная часть населения работает в этих учреждениях. Как бы само собой разумеется, что наука в наукограде влияет на все стороны жизни города: на качество жизни, на культуру населения, на виды работ и бизнеса, дающие средства к существованию, и многое другое.

Возьмем качество жизни и посмотрим, что об этом думают в менее связанных с наукой поселениях и регионах, например, в Псковской области, что там понимают под качеством жизни:

«На какую среднюю продолжительность жизни людей мы ориентируемся? Каким должен быть минимальный прожиточный уровень? Каков должен быть ВРП (валовый региональный продукт) в расчете на одного жителя области (а не только «в целом»)? Сколько людей в регионе (процент) будет жить ниже этого уровня (то есть в состоянии бедности)? Каким должно быть максимальное расстояние от гражданина до органа власти (в км)? Каков будет уровень обеспеченности жильем? Каким должно быть максимальное расстояние от человека до ближайшего пункта оказания квалифицированной медицинской помощи? Сколько времени (максимум) должно проходить от вызова «скорой помощи» до ее приезда? Каково может быть максимальное расстояние до ближайшего почтового отделения и пункта междугородной связи? До ближайшей библиотеки? До суда? До адвоката? До нотариуса? До отделения банка? До продуктового и промтоварного магазина? Каким может быть максимальное расстояние от ученика до школы? Каким должен быть максимальный интервал движения общественного транспорта? Какой процент государственных, муниципальных и общественных учреждений должен быть оборудован пандусами для инвалидных колясок? Специальными лифтами для инвалидов? Каков может быть максимальный уровень преступности? Каким должно быть соотношение доходов 10% самых состоятельных людей области к 10% наиболее бедных (т. н. коэффициент Джинни - показатель социального контраста на территории - чем он выше, тем хуже).

Это и многое другое и есть стандарт качества жизни».

Приведенная цитата взята из открытого письма главе администрации Псковской области, опубликованного в газете «Псковская губерния» . 36 (255) 21-27 сентября 2005г. и в Интернете по адресу: http://gubernia.pskovregion.org/number_255/04.php. Цитата должна иллюстрировать: что для отсталого (оценка из открытого письма) региона - пожелания и мечты, то для наукограда - воплощенная реальность. Но, так ли это? Со всеми ли положениями цитаты, характеризующими качество жизни, дела в Петергофе обстоят благополучно?

Хотя общедоступной статистики в Петергофе нет, да и размещать ее негде - нет петергофского муниципального сайта, все же просачиваются сведения, что смертность в Петергофе по-прежнему превосходит рождаемость, так что вряд ли приходится ориентироваться на высокую среднюю продолжительность жизни жителей.

Если не пользоваться слухами, а только всем очевидными фактами, то можно утверждать, что максимальное время от вызова «скорой помощи» до ее приезда, может быть весьма значительным - Петергоф разделен железной дорогой на две части, а скорая помощь расположена только в одной. Так что все зависит от состояния на железнодорожных переездах. Петергофу нужна, по крайней мере, одна эстакада (путепровод).

Что касается вопроса: «Каким должно быть максимальное расстояние от гражданина до органа власти (в км)?», то в Петергофе местную власть легко приблизить к населению, если выборы местных депутатов проводить по одномандатным округам и обязать выбранных депутатов вести прием населения в этих же округах. Но этого в Петергофе не сделано. (В связи с последним, хочу отослать читателя также к другой моей статье: «Продолжение темы «Выборы местных советов по одномандатным округам»).

Нельзя сказать, что в Петергофе о качестве жизни не думают. Думают, и как положено в наукограде, стараются при этом еще и разрабатывать соответствующие научные методы и подходы к решению проблемы. Смотри об этом, например, мою статью «Бюрократия и местное самоуправление».

Перейдем, однако, от вопросов качества жизни к вопросам работы, т.е. к вопросам получения средств для обеспечения своей жизни в наукограде. Само собой разумеется, что вопросы работы в наукограде связаны с коммерциализацией научной деятельности, т.е. с внедрением в жизнь результатов научных исследований. Коммерциализация связана с привлечением частного капитала. Последний, как известно, стремится туда, где есть соответствующие условия. В Петергофе такие условия есть - в первую очередь это высококвалифицированные научные кадры, это студенты и курсанты, это аспиранты и молодые специалисты, это научно-исследовательские институты со своей базой и т.д, и т.п. Но для притока частного капитала этого мало, нужна еще соответствующая правовая и законодательная база и некая привлекательность, например, в форме налоговых льгот. И такая база, и такая привлекательность в стране появились. Я имею в виду Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Указ Президента РФ от 22 июля 2005 г. N 855 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами".

Из того, что появилась правовая и законодательная база в стране еще не следует, что она появилась в Петергофе. Теперь нужно опираясь на упомянутую правовую и законодательную базу в стране создать в Петергофе технико-внедренческую особую экономическую зону (смотри первый закон). Основания для создания такой зоны в Петергофе есть. Кроме перечисленных выше оснований это и имеющийся у Петергофа статус наукограда, который позволит построить социальную, инженерную и внедренческо-инновационную инфраструктуры, столь необходимые для создания технико-внедренческой особой экономической зоны.

Как я пытался показать, наукоград и особая экономическая зона - тесно связанные понятия. Наукоград позволит появиться на своей территории технико-внедренческой экономической зоне, которая в свою очередь через отчисления от прибыли в соответствии с законодательством о наукоградах позволит интенсивно развиваться всем сторонам жизни в наукограде.

Развитие Петергофа как наукограда невозможно представить без должного информационного обеспечения. Поэтому сообщение, что дирекция наукограда обещает создать в ближайшее время портал «Наукоград Петергоф» меня, по крайней мере, сильно порадовало. Наконец появится информационное поле, где открыто можно будет обсуждать все проблемы Петергофа, в первую очередь Петергофа как наукограда.

Такие проблемы есть - это, в первую очередь, проблемы отношения между муниципальной и районной властями в Петергофе. В соответствии с законом о наукоградах вся организация жизни в наукограде - дело муниципальных властей («наукоград - муниципальное образование со статусом городского округа :»). В соответствии же с питерским законом о местном самоуправлении создание перечисленных выше инфраструктур - дело районной администрации подчиненной губернатору. Наверное, дело не сдвинется с мертвой точки, пока городские власти не поймут, что без населения, по крайней мере, без его представителя - местной власти никакого наукограда быть не может. Местные же власти должны осознать и быть уверены в том, что будущее за ними, и все, что делается городскими властями в области создания инфраструктуры, делается и для них, как будущих правопреемников, во всяком случае, это делается во благо населения, жителей Петергофа.

Не знаю, удалось ли мне в этой короткой статье показать, что вопрос «Быть ли Петергофу наукоградом?» еще не решен, и что его решение теперь в существенной мере зависит от нас с вами, т.е. от всех жителей, а также от работников и руководства учебных и научных учреждений Петергофа, от муниципальных, районных и городских властей. Хочется верить, что намеченное в статье решение проблемы, озвученной в вопросе «Быть ли Петергофу наукоградом?», является верным.