zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Информация  » Новожилов В.В.  » Перед молодыми учеными (начало 70-х гг.)

Перед молодыми учеными (начало 70-х гг.)

...Прогресс вычислительной техники и вытекающая из него вера в могущество расчетных возможностей затемняет тот факт, что целью всякой теории, как и всякого расчета являются отнюдь не числа. Пользуюсь случаем обратить внимание молодых ученых нашего института на отличную и притом весьма современную книгу Хемминга«Численные методы», перевод которой был издан в 1971 г. издательством«Наука». В этой книге есть глава под названием:«Искусство вычислять для инженеров и техников», в которой приводится и выделен жирным шрифтом девиз:«цель расчетов - не числа, а понимание». Этим заявлением Хемминг подчеркивает, что главной целью расчетов является получение информации о картине рассматриваемого явления, о взаимном влиянии характеризующих его параметров. И только достигнув такого понимания, можно надеяться правильно использовать числа как таковые - извлечь пользу от расчета конкретных вариантов задачи. Из сказанного между прочим, следует, что, как бы точно мы ни могли решить задачу на ЭВМ, надо, кроме того, всегда стремиться к получению хотя бы весьма грубого аналитического ее решения, так как его результаты , будучи обычно более обозримыми, дают лучшее представление об изучаемом явлении в целом, чем набор числовых решений. Особенно это замечание касается задач, зависящих от многих параметров. Как правило, на машину надо выходить только для окончательного, так сказать«чистового», расчета, проанализировав предварительно задачу с помощью приближенной теории. Итак, еще раз повторяю и советую запомнить изречение:«Цель расчетов - не числа, а понимание».

...Обдумывая содержание сегодняшней беседы, я стал подыскивать определение понятию«умение» и в конце концов пришел к формулировке, что умение - это способность человека наилучшим образом использовать свои знания в условиях неполной информированности, т. е. в условиях, когда он что-то знает вполне точно, что-то - ориентировочно, о чем-то может лишь догадываться, а чего-то может быть и вовсе не знает. Но вскоре я заметил, что в такое определение входит слово«способность», являющееся почти синонимом слова«умение». Увы, как известно, труднее всего поддаются определению наиболее простые понятия. математики, например, до сих пор не могут договориться о том, что такое единица. Поэтому, не стоит нам здесь ломать голову над тем, что такое умение и что такое знание, ибо у всякого есть об этом достаточно правильное представление.

Ясно, например, что знать теорию продольного удара по упругопластическому стрежню - это одно, а уметь хорошо вбить гвоздь в стену - это другое. При этом, однако, не следует противопоставлять знание и умение, поскольку очевидно, что тому, кто знает, кто изучил теорию какого-либо вопроса, легче достигнуть в этой области умения, чем тому, кто вынужден идти к умению вслепую, наощупь, руководствуясь только здравым смыслом и грубой эмпирикой. Хотя надо сказать, что и такой путь иногда приводит к цели.

В связи со сказанным может быть приведено еще одно изречение:«От знания до умения расстояние немалое, но от незнания до умения - гораздо большее». Когда молодой специалист, только что окончивший обучение, начинает свой путь инженера , он несомненно, обладает солидным запасом знаний, но, как правило, мало что умеет. Через несколько лет объем его знаний заметно уменьшается. Из памяти постепенно выпадают законы и теоремы, не встречающиеся в его повседневной практике. Но зато уровень его умения существенно повышается за счет накопления личных наблюдений, т. е. опыта.