ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление 511900 Информационные технологии
Степень - Бакалавр информационных технологий
Проект для проведения эксперимента
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ
1.1. Направление 511900 Информационные технологии утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации N от ...
1.2. Степень выпускника: бакалавр информационных технологий.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 511900 Информационные технологии при очной форме обучения 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Место направления в области науки и техники.
Информационные технологии (Computing) - область науки, техники и производства, охватывающая исследования теоретических и методических основ, разработку и создание технологий информационной индустрии, связанных со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов информации.
Развитие собственных научно-методических основ, формирование основ глобальной информационной инфраструктуры современного общества, создание стандартизованных языков для формализации прикладных знаний и создание персонально доступных предметно-ориентированных технологий информатизации обусловили становление области информационных технологий как самостоятельной научно-прикладной дисциплины, являющейся общезначимой для других дисциплин и областей знаний.
1.3.2. Сферы профессиональной деятельности.
Сферами профессиональной деятельности бакалавра информационных технологий являются научно-исследовательские центры, государственные органы управления, образовательные учреждения и организации различных форм собственности, организации индустрии и бизнеса, осуществляющие разработку систем, продуктов, сервисов информационных технологий.
Бакалавр информационных технологий может занимать должности, требующие высшего образования в соответствии с законами Российской Федерации.
Бакалавр информационных технологий может быть подготовлен к педагогической деятельности на должности учителя в средней школе или колледже при условии освоения соответствующей дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.
1.3.3. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра информационных технологий являются:
- научно-исследовательская работа в области теоретической информатики и прикладной математики, а также в области разработки новых информационных технологий;
- информационные технологии (ИТ), реализованные в виде систем, продуктов и сервисов ИТ, как, например: информационно-вычислительные сети, компьютерные системы, информационные системы, базы данных, информационные содержания (контенты), электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения;
- стандарты, профили, открытые спецификации ИТ, определяющие функциональные возможности, динамику поведения, протоколы взаимодействия, а также другие характеристики систем, продуктов и сервисов ИТ;
- языки программирования, языки описания информационных ресурсов, языки спецификаций, а также инструментальные средства проектирования и создания систем, продуктов и сервисов ИТ;
- документация на системы, продукты и сервисы ИТ;
- средства администрирования и управления безопасностью ИТ;
- проекты по созданию и внедрению ИТ, соответствующая проектная документация;
- стандарты, процедуры и средства поддержки управления жизненным циклом ИТ;
- комплекты аттестационных тестов для установления соответствия (конформности) систем, продуктов и сервисов ИТ исходным стандартам и профилям;
- хозяйственное право.
1.3.4. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр информационных технологий подготовлен к следующим видам деятельности, требующим глубокой фундаментальной и профессиональной подготовки:
- научно-исследовательской работе в области теоретической информатики и прикладной математики, а также в области разработки новых ИТ;
- созданию и использованию новых ИТ, реализованных в виде систем, продуктов и сервисов ИТ;
- разработке и применению математических моделей процессов и объектов, современных математических методов и ИТ для решения задач науки, техники, экономики и управления;
- использованию ИТ в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования бакалавра информационных технологий, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению 511900 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Бакалавр информационных технологий подготовлен к продолжению образования в магистратуре преимущественно по направлениям 511900 - Информационные технологии, 510200 Прикладная математика и информатика, 552800 Информатика и вычислительная техника и близким к ним направлениям, а также в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
- 05.13.11 Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей;
- 05.13.12 Системы автоматизации проектирования (по отраслям);
- 05.13.13 Телекоммуникационные системы и компьютерные сети;
- 05.13.15 Вычислительные машины и системы;
- 05.13.17 Теоретические основы информатики;
- 05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы;
- 05.13.19 Методы и системы защиты информации, информационная безопасность.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
511900 — ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра информационных технологий разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и практики.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра информационных технологий, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра информационных технологий состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра информационных технологий должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
- цикл ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - математические и естественно-научные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
- цикл СД - специальные дисциплины;
- ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра информационных технологий должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 511900 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ГСЭ | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | 1800 |
ГСЭ.Ф.00 | Федеральный компонент | 1260 |
ГСЭ.Ф.01 |
Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. |
340 |
ГСЭ.Ф.02 |
Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. |
408 |
ГСЭ.Ф.03 |
Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. |
|
ГСЭ.Ф.04 |
Культурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры. Функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. |
|
ГСЭ.Ф.05 |
Политология
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. |
|
ГСЭ.Ф.06 |
Правоведение
Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. |
|
ГСЭ.Ф.07 |
Психология и педагогика
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.Педагогика: объект, предмет, задачи. Функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. |
|
ГСЭ.Ф.08 |
Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. |
|
ГСЭ.Ф.09 |
Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты, мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. |
|
ГСЭ.Ф.10 |
Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. |
|
ГСЭ.Ф.11 |
Экономика
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. |
|
ГСЭ.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 270 |
ГСЭ.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | 270 |
ЕН.00 | Математические и естественнонаучные дисциплины | 2510 |
ЕН.Ф.00 | Федеральный компонент | 2170 |
ЕН.Ф.01 | Дискретная математика и математическая логика: | 710 |
ЕН.Ф.01.01 |
Основы дискретной математики Логика высказываний, дизъюнктивные нормальные формы, введение в логические основы ЭВМ, синтез логических схем. Введение в логику предикатов. Элементы теории чисел, свойства числовых множеств и методы их доказательств, алгоритм Эвклида. Последовательности и математическая индукция. Введение в теорию множеств, алгебры Буля. Алгебры Буля. Полные системы функций. Полиномы Жегалкина. Введение в k-значную логику. Комбинаторика. Введение в дискретную теорию вероятностей. Отношения, элементы реляционной алгебры. Функции, конечные автоматы. Рекурсия. Конечные структуры: графы, сети, деревья, коды. Графы и деревья. O-нотация и эффективность алгоритмов. |
230 |
ЕН.Ф.01.02 |
Математическая логика и теория алгоритмов Исчисление высказываний. Теории первого порядка. Аксиомы формальной арифметики. Вычислимые и рекурсивные функции. Нормальные алгорифмы Маркова. Машины Тьюринга. Тезис Черча. Меры сложности алгоритмов. Классы задач P и NP. NP - полные задачи. Клаузальная логика, семантика клаузальной формы, инфиксная нотация, семантические сети, клаузы Хорна и их интерпретация, метод резолюции. Введение в теорию алгоритмических систем. |
150 |
ЕН.Ф.01.03 |
Неклассические логики Модальная логика, язык и аксиомы, семантика возможных миров, реляционные семантики Крипке, окрестностные семантики Монтегю-Скотта. Введение в лямбда-исчисление, комбинаторная полнота, непротиворечивость, нормальные формы. Теория возможностей: нечеткие множества и функции принадлежности, нечеткие отношения и меры, нечеткая логика и приближенные рассуждения, нечеткие языки, нечеткие алгоритмы. |
110 |
ЕН.Ф.01.04 |
Теория автоматов и формальных языков Формальные грамматики и языки. Абстрактные автоматы: многоленточные машины Тьюринга, линейно-ограниченные автоматы, автоматы с магазинной памятью, конечные автоматы и определяемые ими языки. Теория перевода, понятие синтаксически управляемого перевода, методы лексического и синтаксического анализа. Введение в формальную семантику, атрибутные грамматики, операционная и денотационная семантика языков. Модели естественных языков, синтаксические структуры естественного языка, основные этапы перевода с естественного языка. Введение в теорию сетей Петри, помеченные сети и классы языков сетей Петри, ординарные сети, автоматные сети и синхронизационные графы, применение сетей Петри для описания сетевых протоколов, бизнес-процессов и дискретных систем управления. Машины клеточных автоматов, определение правила работы клеточного автомата, вероятностные машины клеточных автоматов, классы задач, решаемые с помощью машин клеточных автоматов. Однородные вычислительные среды (ОВС), структурная и функциональная схема модели коллектива вычислителей, микроструктурная теория ОВС, микроструктурное моделирование в тканях, макроструктурная теория ОВС. |
110 |
ЕН.Ф.01.05 |
Теория конечных графов и ее приложения Введение в теорию графов, основные определения, задание с помощью матриц, связанность графов, метрические характеристики графов, обходы графов. Цикломатика графов, метрические свойства деревьев, каркасы. Ориентированные графы, маршруты, Эйлеровы и Гамильтоновы пути, орциклы, растущие ордеревья, орметрика. Глобальный анализ графов Оптимизационные задачи на графах. Отображения, разрезания и раскраска графов. Применение графов для задач программирования, графы как модели программ, процессов, информационных структур. |
110 |
ЕН.Ф.02 | Математика: | 800 |
ЕН.Ф.02.01 |
Алгебра и геометрия Матрицы и определители. Системы линейных алгебраических уравнений. Линейные пространства и векторная алгебра. Алгебраические линии (поверхности) первого и второго порядков. Евклидовы и унитарные пространства. Линейные операторы и квадратичные формы. Элементы общей алгебры. Элементы теории линейных нормированных пространств. | 150 |
ЕН.Ф.02.02 |
Математический анализ Функции одной и нескольких переменных (предел и непрерывность функции, дифференциальное и интегральное исчисления, экстремум). Двойные и тройные интегралы. Криволинейные и поверхностные интегралы. Ряды (числовые и степенные). | 380 |
ЕН.Ф.02.03 |
Дифференциальные уравнения и элементы функционального анализа Обыкновенные дифференциальные уравнения (задача Коши, методы решений). уравнения в частных производных первого порядка. Дифференциальные уравнения высших порядков и системы уравнений. Уравнения математической физики: классификация, волновое уравнение, телеграфное уравнение, уравнение Лапласа, уравнение теплопроводности. Мера и интеграл Лебега. Введение в теорию линейных операторов. Гильбертовы пространства. Ряды Фурье. | 160 |
ЕН.Ф.02.04 |
Теория вероятностей и математическая статистика Аксиоматика теории вероятностей. Случайные величины, их распределения и числовые характеристики. Основные предельные теоремы теории вероятностей. Однородные цепи Маркова. Основные понятия теории случайных процессов. Пуассоновский процесс. Винеровский процесс. Основные понятия математической статистики. Элементы теории статистических решений. Непараметрические оценки плотности и функции распределения. Точечные и интервальные оценки неизвестных параметров. Основные понятия теории проверки статистических гипотез. Критерии согласия Колмогорова и хи-квадрат. Исследование регрессионных зависимостей. Введение в статистический анализ временных рядов. | 110 |
ЕН.Ф.03 | Математические методы | 440 |
ЕН.Ф.03.01 |
Исследование операций Линейное программирование: Жордановы исключения, принцип двойственности, симплекс-метод, отыскание опорного и оптимального решений, транспортная задача линейного программирования. Целочисленное линейное программирование. Алгоритм Гомори. Динамическое программирование: общая постановка задачи, интерпретация управления в фазовом пространстве, задачи распределения ресурсов. Элементы выпуклого и нелинейного программирования. Введение в численные методы математического программирования. Основы теории игр: платежная матрица, нижняя и верхняя цена игры, принцип минимакса, смешанные стратегии, метод итераций. Модели эффективности производства экономической системы: модель межотраслевых связей Леонтьева, продуктивные и прибыльные матрицы, обобщенная модель Леонтьева, модель Канторовича. Методы сетевого планирования: представление проектов с помощью сетей, алгоритмы нахождения критического пути, обобщенный метод ПЕРТ, оптимизация стоимости проекта. | 110 |
ЕН.Ф.03.02 |
Вычислительная математика Численные методы решения задач математического анализа, алгебры и обыкновенных дифференциальных уравнений. Разностные методы решения краевых задач для обыкновенных дифференциальных уравнений. Введение в параллельные и векторные методы решения линейных систем. | 110 |
ЕН.Ф.03.03 |
Приложения теории вероятностей и математической статистики Основы вероятностной теории информации. Элементы теории массового обслуживания. Основные виды входящих потоков: простейший поток, потоки Эрланга и Пальма. Классификация систем массового обслуживания. Метод Монте-Карло. Основные методы моделирования случайных величин с заданными распределениями. Элементы теории управления запасами. Элементы теории надежности. Элементы статистического анализа временных рядов. | 110 |
ЕН.Ф.03.04 |
Логическое программирование Понятие логического программирования и логической семантики. Парадигма Пролога: структура программы, представление элементов программы (фактов, правил и запросов, данных и предикатов), аппарат вычисления, отсечение и рекурсия, встроенные предикаты, отрицание, связывание с реляционными базами данных. Логическое программирование и базы данных - парадигма Дейталога: синтаксис и семантика языка, теория доказательств и вычислительная модель, обратный вывод и резолюция, методы оптимизации. Z-языки: Z-нотация как математический язык, система типов, отношения и функции, схемы языка Z и структура спецификаций, доказательство утверждений и правила вывода, применение метода уточнений, теоремы применимости и корректности, применение языка Z для спецификации компонент программного обеспечения. | 110 |
ЕН.Ф.04 |
Физика Классическая механика и электродинамика; физические основы ЭВМ и электросвязи | 220 |
ЕН.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 170 |
ЕН.В.00 | Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом | 170 |
ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины направления | 2300 |
ОПД.Ф.00 | Федеральный компонент | 1960 |
ОПД.Ф.01 |
Основы программирования (ОП) ОП1: Основные конструкции программирования ОП2: Алгоритмы и процесс решения задачи ОП3: Объектно-ориентированное программирование ОП4: Основные структуры данных ОП5: Рекурсия ОП6: Событийно-управляемое и параллельное программирование ОП7: Прикладные программные интерфейсы (API) и их применение |
220 |
ОПД.Ф.02 |
Алгоритмы и анализ сложности (АЛ)
АЛ1: Основы анализа алгоритмов АЛ2: Стратегии алгоритмов АЛ3: Основные алгоритмы обработки информации АЛ4: Распределенные алгоритмы АЛ5: Основы теории вычислимости |
150 |
ОПД.Ф.03 |
Языки программирования (ЯП)
ЯП1: Обзор языков программирования (ЯП) ЯП2: Принципы разработки ЯП ЯП3: Виртуальные машины ЯП4: Введение в трансляцию ЯП |
110 |
ОПД.Ф.04 |
Архитектура вычислительных систем (АР)
АР1: Цифровая логика и цифровые системы АР2: Представление данных на машинном уровне: АР3: Машинная организация на ассемблерном уровне АР4: Архитектура и организация систем памяти АР5: Интерфейсы и связь АР6: Функциональная организация АР7: Параллельные и нетрадиционные архитектуры |
150 |
ОПД.Ф.05 |
Операционные системы (ОС)
ОС1: Обзор операционных систем (ОС) ОС2: Принципы создания ОС ОС3: Параллелелизм ОС4: Планирование и диспетчеризация ОС5: Управление памятью |
160 |
ОПД.Ф.06 |
Компьютерные сети (КС)
КС1: Введение в сетевую обработку данных КС2: Связь и компьютерные сети КС3: Сетевая безопасность КС4: Web как пример обработки с архитектурой клиент-сервер |
110 |
ОПД.Ф.07 |
Компьютерная графика (ГР)
ГР1: Основы человеко-машинного взаимодействия (HCI) ГР2: Основные методы компьютерной графики ГР3: Графические системы ГР4: Интерактивная компьютерная графика |
110 |
ОПД.Ф.08 |
Интеллектуальные системы (ИС)
ИС1: Основные аспекты интеллектуальных систем (ИС) ИС2: Поиск решения задач ИС3: Представление знаний и моделирование рассуждений |
110 |
ОПД.Ф.09 |
Технологии баз данных (БД)
БД1: Информационные системы (ИС) БД2: Системы управления базами данных (СУБД) |
110 |
ОПД.Ф.10 |
Программная инженерия (ИН)
ИН1: Процессы программного обеспечения (ПО) ИН2: Требования к ПО и спецификация требований ИН3: Разработка ПО ИН4: Аттестация (validation) ПО ИН5: Развитие ПО ИН6: Управление проектом ПО ИН7: Среды и средства поддержки |
160 |
ОПД.Ф.11 |
Социальные и этические вопросы ИТ (СВ)
СВ1: История информационных технологий СВ2: Влияние ИТ на социальные процессы СВ3: Анализ этических проблем и норм СВ4: Профессиональная ответственность и профессиональная этика СВ5: Риски и ответственность компьютерных систем СВ6: Интеллектуальная собственность СВ7: Частная жизнь и гражданские свободы |
70 |
ОПД.Ф.12 |
Практикум на ЭВМ Практикум по программированию; практикум по решению прикладных задач (практическое освоение работы на ЭВМ, умение применять современные ИТ и математические методы для решения различных задач). |
500 |
ОПД.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 170 |
ОПД.Р.01 |
Введение в анализ ИТ Научно-методические основы и система стандартов ИТ. Глобальные концепции развития области ИТ. Концепция открытых систем. Концепция Глобальной информационной инфраструктуры (GII). Структура и принципы построения современной системы стандартов ИТ. Организационная структура процесса стандартизации ИТ. Эталонные модели основных разделов ИТ. Аппарат профилирования, классификация профилей, международные стандартизованные профили. Профили окружений открытых систем - OSE-профили (ISO/IEC 10000). Принципы разработки и примеры применения OSE-профилей. Таксономия профилей. Концепция и методология конформности (соответствия) реализаций ИТ исходным профилям и стандартам. Системы стандартов открытых систем. Система стандартов интернет-технологий, RFC-стандартизация. Система стандартов Web-технологий, 3WC-стандартизация. Система стандартов POSIX. Эталонная модель окружений открытых систем POSIX. Принципы реализации тестирования конформности в подходе POSIX. Система стандартов OSI. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем. Спецификация сетевых сервисов. Автоматная модель сетевых протоколов. Язык спецификации сетевых протоколов ASN.1. Принципы реализации тестирования конформности сетевых протоколов в подходе OSI. Система стандартов ODP. Эталонная модель распределенной объектной обработки. Модель объектной шины, брокер объектных заявок (ORB). Назначение языка IDL и протокола межброкерного взаимодействия GIOP/IIOP. Тестирование конформности ODP-окружений. Цели создания и определение GII. Свойства сервисов и технологий GII. Стандартизация GII. Атлас стандартов GII (GII Roadmap). Базовые модели GII Метод спецификации сценариев. Приложения GII. Функциональная структура информационных приборов GII. Общесистемные аспекты ИТ: администрирование, управление безопасностью, интернационализация - и их стандартизация. |
85 |
ОПД.Р.02 | Основы безопасности ИТЗадачи и основные понятия информационной безопасности ИТ. Модели безопасности ИТ. Политика безопасности ИТ. Методы анализа объектов защиты, уязвимостей, угроз безопасности и рисков. Понятие дискреционного и мандатного контроля доступа. Основы криптографии: понятие шифра, стойкость шифра, алгоритмы симметричного шифрования, алгоритм DES, шифрование с открытым ключом, алгоритм RSA, распределение открытых ключей, криптографические функции хэширования. Аутентификация: протоколы аутентификации, стандарт Х.509. Электронная цифровая подпись: требования к цифровой подписи, стандарт DSS, прямая цифровая подпись, технологии арбитражной цифровой подписи. Защита баз данных: управление доступом к базам данных, шифрование данных, методы репликации и восстановления баз данных, поддержка мер безопасности в языке SQL. Информационная защита в сети Интернет: протоколы передачи данных с применением криптографических средств и средств аутентификации, межсетевые экраны и анализаторы безопасности (сканеры). Защита электронной почты. Принципы построения частных виртуальных сетей (VPN). Стандарт IPsec. Защита операционных систем персональных ЭВМ. Антивирусная защита. Правовые аспекты информационной безопасности. Лицензирование и сертификация средств защиты информации. | 85 |
ОПД.В.00 | Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом(два курса из четырех) | 170 |
ОПД.В.01 |
Объектная распределенная обработка Коцепции интероперабельных архитектур промежуточного ПО (middleware). Ядро объектной модели CORBA. Основные принципы CORBA. Спецификации на IDL. Отображение IDL в языки программирования. Межброкерный протокол IIOP CORBA 2.0. Интеграция WWW и CORBA. Сервисы и средства инфраструктуры OMG. Компонентно-базированные методы разработки информационных систем. Понятие семантической интероперабельности. Использование формальных методов в комонентно-базированном процессе разработки. Формальные спецификации как основа метода проектирования с повторным использованием компонентов. Спецификации типов. Примеры полных спецификаций типов. Отношение подтипа, основные свойства. Наследование спецификаций. Теоретико-модельные спецификации в Нотации Абстрактных Машин (АМН). Множественные подстановки и композиции абстрактных машин. Средства модуляризации спецификаций в АМН. Уточнение абстрактных машин. Конструирование больших программных систем в B-технологии. Исчисление спецификаций. Редукты типов. Получение наиболее общих редуктов. Композиции типов. Онтологические модели прикладных областей. Онтологическая модель формализмов Ontolingua. Подходы и методы проектирования семантически интероперабельных информационных систем. |
85 |
ОПД.В.02 |
CASE-технологии и язык UML Основные черты унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language): графическая нотация, понятие метамодели системы, язык OCL (Object Constraint Language) для описания метамодели. Основные средства языка UML, предназначенные для описания: статической структуры модели системы, сценариев использования моделируемой системы, поведения моделируемой системы, моделирования поведения систем с дискретным числом состояний, диаграммы реализации моделируемой системы. Базовые классы метамодели. Средства расширения языка UML. Унифицированный процесс разработки программных систем на основе UML. CASE-система Rationa Rose и ее применение для решения практических задач. |
85 |
ОПД.В.03 |
Суперкомпьютеры и их применение Определение, классификация, примеры суперкомпьютерных систем. Архитектура и компоненты суперкомпьютеров: модели вычислений, архитектура процессоров, организация адресного пространства, статические и динамические коммуникационные сети. Анализ современных суперкомпьютерных архитектур и их ПО. Программный инструмент MPI (Message-Passing-Interface) и принципы его использования. Примеры MPI-программ. Принципы построения параллельных алгоритмов и программ для задач математической физики. |
85 |
ОПД.В.04 |
Технологии сети Интернет Принципы построения и функционирования сети Интернет. Организационная структура сети Интернет. Эталонная модель TCP/IP. Состав и назначение сетевых протоколов. Основные сетевые приложения и сервисы сети Интернет. Назначение и функции базовых и прикладных протоколов сети Интернет. Методы маршрутизации в сети Интернет. Прикладной программный интерфейс для программирования сетевых приложений Socket API, методы его использования. Языки описания содержаний (контентов) информационных ресурсов (SGML, HTML, XML) в сети Интернет. Обзор современных технологий проектирования Интернет-приложений. Организация вычислений с использованием глобальных сетевых ресурсов. Метакомпьютинг. |
85 |
СД.00 | Специальные дисциплины | 350 |
ФАК.00 | Факультативные дисциплины | 450 |
ФАК.01 | Военная подготовка | 450 |
Всего часов теоретического обучения: | 7410 |
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 511900 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра информационных технологий при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
- Теоретическое обучение и экзаменационные сессии - 162 недели
- Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен - 8 недель
- Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - 38 недель
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра информационных технологий по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 511900 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Подготовку по направлению 511900 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ могут осуществлять только высшие учебные заведения, получившие лицензию Министерства общего и профессионального образования РФ на основе положительного экспертного заключения Научно-методического совета по прикладной математике УМО университетов России.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра информационных технологий.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки бакалавра информационных технологий, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. Количество и трудоемкость курсовых работ определяется факультетом.
Контрольные работы являются важным элементом освоения цикла математических и естественно-научных дисциплин и дисциплин общепрофессионального цикла. Количество контрольных работ по дисциплинам определяется факультетом.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 10%, а для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки на студентов и при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте.
- Формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин не менее пяти обязательных дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в качестве обязательных должны входить следующие четыре дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом, возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальности)), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
- Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов.
- Осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла.
- Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин.
- Реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра информационных технологий в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее двух лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра информационных технологий должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин и систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью. Преподаватели общих математических и естественно-научных дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень или опыт работы в соответствующей области, при этом доля преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, имеющих ученую степень или звание, должна составлять не менее 50%.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно создавать все условия для реализации основной образовательной программы подготовки бакалавра информационных технологий, включая доступ каждого студента к библиотечным фондам, наличие методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий. Вуз должен располагать основными реферативными и научными журналами и научной литературой в области прикладной математики и информатики, а также информационной базой и сетевыми источниками информации в указанной области.
Реализация образовательной программы подготовки бакалавра информационных технологий должна обеспечиваться наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий. Уровень обеспечения учебно-методической литературой должен составлять не менее 0.5 экземпляра на одного студента дневного отделения.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра информационных технологий, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки, предусмотренных примерным учебным планом. Высшее учебное заведение должно располагать компьютерами и компьютерными классами в количестве, необходимом для реализации основной образовательной программы.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 511900 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра информационных технологий.
Бакалавр информационных технологий должен обладать теоретическими знаниями, умениями и практическими навыками, соответствующими требованиям основной образовательной программы подготовки (п.4 настоящего государственного образовательного стандарта) и обеспечивающими решение актуальных научных и прикладных задач в области его профессиональной деятельности.
Бакалавр информационных технологий должен:
- владеть знаниями и навыками, достаточными для самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области прикладной математики и теоретической информатики, а также разработки новых ИТ;
- владеть научно-методическими основами и стандартами в области ИТ, уметь применять их при разработке новых ИТ, создании и интеграции систем, продуктов и сервисов ИТ;
- владеть современными технологиями автоматизации проектирования систем, продуктов и сервисов ИТ, современными парадигмами и языками программирования;
- владеть стандартами, методами и средствами управления качеством продуктов и сервисов ИТ на протяжении их жизненного цикла, включая управление проектами по их созданию;
- владеть компонентно-базированными методами интеграции распределенных систем ИТ;
- владеть стандартами, методами и средствами управления безопасностью ИТ и управления распределенными ресурсами;
- владеть стандартами, методами и средствами выпуска документации на системы, продукты и сервисы ИТ;
- владеть стандартами, методами и средствами тестирования конформности систем ИТ стандартам и профилям;
- иметь представление о функциональных возможностях наиболее распространенных продуктов ИТ, а также необходимые умения по их использованию.
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных ИТ;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- иметь навыки работы на различных типах ЭВМ, применения стандартных алгоритмических языков, использования математических методов и стандартного программного обеспечения для решения прикладных задач.
- обладать знаниями и умениями, позволяющими применять современные математические методы и программное обеспечение для решения задач науки, техники, экономики и управления и использования информационных технологий в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.
Бакалавр информационных технологий должен быть способен к совершенствованию своей профессиональной деятельности в области информационных технологий.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра информационных технологий.
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.
Итоговая государственная аттестация бакалавра информационных технологий включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра информационных технологий к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и к продолжению образования в магистратуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра информационных технологий.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 511900 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ определяются вузом на основании методических рекомендаций, разработанных Учебно-методическим советом УМО университетов, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 511900 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методический совет по прикладной математике и информатике Учебно-методического объединения университетов
Председатель УМС УМО Е.И. Моисеев
Заместитель председателя В.В. Тихомиров
Профессор В.А. Сухомлин
СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных программ и
стандартов высшего и среднего
профессионального образования
Начальник Управления Г.К. Шестаков
Зам. начальника Управления В.С. Сенашенко
Советник Управления С.П. Крекотень