Технологии разработки обучающих систем
Курс по выбору
I. Организационно-методический раздел
Дисциплина изучается студентами направления «Информационные технологии» (магистратура) в 11 семестре, итоговой формой контроля является зачет. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в виде тестирования, опросов и проверки домашней работы.Цель и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины «Технологии разработки обучающих систем» - освоение современных методов проектирования и разработки электронных систем обучения. Задачами курса являются изучение принципов и технологий проектирования обучающих систем, формирования учебной базы данных, обучение технологиям разработки и распространения систем обучения.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Является специальной дисциплиной магистра и развивает тематику дисциплин, посвященных обучающим системам. Для изучения необходимы знания в области основ информационных технологий и компьютерного обучения, проектирования программных систем, объектно-ориентированного программирования.Требования к уровню освоения материала дисциплины
После изучения курса студенты должны:- иметь представление о полном цикле разработки и сопровождения электронных учебников и обучающих систем,
- усвоить основы проектирования систем электронного обучения и их компонентов,
- изучить возможности генерации учебно-тренировочных задач,
- освоить методы и технологии разработки электронных учебников и обучающих систем.
II. Содержание дисциплины
- 1. Введение.
- Классификация компьютерных средств обучения. Целесообразность применения электронных учебников и обучающих систем. Обобщенная архитектура электронных учебников и обучающих систем. Стадии и этапы разработки.
- 2. Концептуальное проектирование.
- Разработка технико-экономического обоснования. Изучение подходов и аналогов. Анализ требований к знаниям и умениям. Детализация программы курса и разработка структуры компьютерной обучающей системы. Формирование психолого-педагогической стратегии и выбор дидактических приемов. Выбор форм представления информации: текст и гипертекст, графика и гиперграфика; звуковые компоненты; видеокомпоненты и анимация; интерактивные трехмерные представления. Разработка информационно-логической модели учебного материала. Определение набора служебных функций и подходов к их реализации. Разработка схемы пользовательского интерфейса. Определение типов учебно-тренировочных задач и разработка схемы контроля знаний. Типизация учебно-тренировочных задач. Методы оценивания результатов выполнения учебно-тренировочных задач. Стратегии контроля знаний.
- 3. Выбор инструментальных средств и организация процесса разработки.
- Состав инструментальных средств. Системы автоматизированного проектирования компьютерных средств обучения. Авторские системы. Системы управления учебным процессом. Сетевой график разработки. Распределение и координация работ.
- 4. Методы генерации учебно-тренировочных задач.
- Модель задачи и классификация методов генерации. Генерация учебно- тренировочных задач на основе текста учебного материала. Генерация учебно- тренировочных задач на основе отдельных предложений или нескольких логически связанных предложений. Генерация учебно-тренировочных задач на основе фрагментов текста. Генерация учебно-тренировочных задач на основе информации, представленной на искусственных языках. Генерация учебно-тренировочных задач на основе моделей изучаемых сущностей.
- 5. Подготовка продукта к распространению.
- Разработка эксплуатационной документации. Разработка демонстрационной версии и рекламных материалов. Разработка лицензионного соглашения. Разработка программы инсталляции и формирование дистрибутива продукта.