zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Образование  » Программы курсов » Адаптивные обучающие системы

Адаптивные обучающие системы

Курс по выбору

Составитель: Сергеев С.Л., Стученков А.Б.

I. Организационно-методический раздел

Дисциплина изучается студентами направления «Информационные технологии» (магистратура) в 10 семестре, итоговой формой контроля является зачет. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в виде тестирования, опросов и проверки домашней работы.

Цель и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины «Адаптивные обучающие системы» - освоение студентами базовых принципов и технологий, лежащих в основе проведения адаптации при обучении. Задачами курса являются изучение технологий адаптации: адаптивного управления, стохастического обучения, анализ основных алгоритмов и моделей обучения.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Является специальной дисциплиной магистра и развивает тематику дисциплин, посвященных информационным технологиям. Для изучения необходимы теоретические знания в области основ дискретной математики, теории управления, информационных технологий, компьютерных сетей и протоколов обмена информацией. Практические навыки в указанных областях позволят облегчить освоение материала.

Требования к уровню освоения материала дисциплины

После изучения курса студенты должны:

II. Содержание дисциплины

1. Общие принципы организации адаптации в обучении.
Модели обучаемого. Параметры модели обучаемого: знания, цели, мотивация, психологические особенности, восприятие, технологии взаимодействия. Адаптивное планирование. Адаптивное тестирование. Адаптивное представление. учебного материала. Помощь в решении задач.
2. Адаптация как управление.
Понятие управления. Модель системы управления. Этапы управления сложным объектом. Понятие адаптации. Адаптация системы управления. Уровни адаптации. Обучение как управление. Модель взаимодействия обучающего и обучаемого в процессе обучения. Общая схема и основные компоненты модели процесса обучения. Этапы обучения. Понятие оптимизации процесса обучения иностранному языку.
3. Стохастическая теория обучения.
Предмет и направления исследований. Основные типы процессов обучения. Идентификация понятий (описание процесса, представление состояний обучаемого, построение математической модели, постановка экспериментов и анализ экспериментальных данных, оценка параметров).
4. Линейная модель процесса обучения.
Классы реакций и вероятности. Факторы, изменяющие вероятности. Формальная модель обучающего оператора. Вывод формы оператора. Повторное применение оператора. Решение операторного уравнения. График линейной модели процесса обучения. Ограничения и область применения линейной модели. Обзор других психолингвистических моделей обучения: Халла, Буша-Мостеллера, Кричевского.
5. Алгоритмы адаптивного обучения.
Формальная постановка задачи обучения с моделью обучаемого и обобщенный алгоритм ее решения. Алгоритм Л.А. Растригина и М.Х. Эренштейна обучения лексике иностранного языка. Оценка начальных значений параметров модели.
6. Выбор модели обучаемого.
Задача выбора модели обучаемого и общая схема ее решения. Адаптация модели в процессе обучения.