zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Образование  » Программы курсов  » Факультативные » Речевое поведение делового человека

Речевое поведение делового человека

Факультативный курс

Разработчик: доцент, к.фил.н. Н.А. Буре

1. Язык официально-делового общения

Официально-деловой стиль в системе книжных стилей: общая характеристика и особенности нового времени. Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля. Речевые клише официально-делового стиля речи. Внутристилевая и жанровая дифференциация официально-делового стиля. Новые явления в официально-деловом стиле.

Профессионально-деловое общение: виды, формы, языковая специфика. Понятие коммуникативного барьера и коммуникативной компетентности.

2. Письменные формы деловой речи

Типология жанров письменной деловой коммуникации: лингвистические и культурологические аспекты.

Канцелярский подстиль: деловая документация. Канцелярский документ как особый тип текста и его языковые особенности. Форма канцелярских документов (деловых бумаг).

Принципы классификации деловых бумаг. Документы личного характера (заявление, доверенность, расписка, докладная записка, объяснительная записка, счет, автобиография, резюме). Служебная корреспонденция. Деловое письмо (информационное, рекомендательное, гарантийное, запрос, просьба, ответ, сопроводительное, инициативное, предложение/оферта, приглашение, претензия, благодарность, рекламация). Производственная документация (приказ, контракт, договор, соглашение). Составление деловых бумаг.

Понятие документооборота и его этапы. Документооборот и система документов. Прием и первичная обработка входящих документов. Предварительное рассмотрение и распределение поступивших документов. Обработка исходящих документов. Информационно-справочная работа.

Речевой этикет в деловой переписке.

3. Устные формы деловой речи

Устная деловая речь и ее особенности. Деловой этикет и культура речи. Особенности устной формы речи. Слушание как вид речевой деятельности. Приемы эффективного слушания. Жанровые разновидности устной деловой речи. Этикет делового общения и культура речи.

Разновидности устного делового общения: беседа, презентация, переговоры. Деловая беседа. Деловая презентация. Деловые переговоры.

Деловой разговор по телефону. Коммуникативно-речевые особенности. Описание делового разговора по телефону по его структурным составляющим.

4. Коммуникативно-речевой портрет делового человека: (руководитель, менеджер, предприниматель)

Профессиональное коммуникативное поведение и профессиональная коммуникативная личность.

Стереотипное представление о внешности и поведении делового человека.

Типология речевых культур и стилистические особенности речи делового человека.

Речевое поведение делового человека. Особенности общения руководителей с подчиненными. Типичные речевые обороты руководителей. Одобряемые и неодобряемые высказывания руководителей (по данным опросов).

Причины возникновения конфликтов в общении руководителя с подчиненными.

5. Административно-деловой жаргон и особенности его функционирования

Деловая речь и жаргон деловых людей.

Носители административно-делового жаргона.

Объекты жаргонной номинации.

Коммуникативная специфика административно-делового жаргона и его влияние на живую русскую речь.

6. Обучение деловому общению

Основные принципы обучения языку делового общения, реализованные в современной учебной литературе. Языковые нормы официально-делового стиля. Жанры деловых текстов в обучении деловому общению.

Обучение письменной деловой речи. Основные аспекты обучения письменному деловому общению. Языковые нормы в обучении деловому общению. Обучение составлению личных деловых бумаг. Обучение написанию деловых писем.

Обучение устной деловой речи.

Литература

  1. Андреева И. В., Батина О. Б., Жлудова О. А. Бизнес-этикет. - СПб., 2006.
  2. Балашова Л. В., Милехина Т.А., Рисинзон С.А., Орлова Н.М. Русский язык и культура общения для деловых людей. - Саратов, 1997.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2002.
  4. Веселов П. В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. - М., 1993.
  5. Волгин Б. Н., Полянская Е. Е. Деловой телефон. - М., 1987
  6. Еремина Л. И., Любимцева С.В., Тарковская Б.М. Русский язык для бизнесменов. Интенсивный курс: Учеб. пособие. - М, 2006.
  7. Кирсанова М. Д. Современное делопроизводство: Учебное пособие. - 4-е изд. - М., 2004.
  8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 1997.
  9. Русский язык и культура: Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. - СПб., 2005.
  10. Теплицкая Т. Ю. Все виды деловой корреспонденции: правила составления и оформления / Т.Ю.Теплицкая. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Литература

  1. Андреев В. И. Деловая риторика: (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). - М., 1995.
  2. Атватер И. Я Вас слушаю: - М., 1988.
  3. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. - М., 1980.
  4. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб., 1997.
  5. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2002.
  6. Вечер Л. С. Секреты делового общения. - Минск, 1996.
  7. Водина И. С., Иванова А. Ю., Клюев В. С. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. - М, 1997.
  8. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - М.: Госстандарт России, 2003.
  9. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М.: ВНИИДАД, 1991.
  10. Захарова Е. П., Кочеткова Т. В., Сиротинина О. Б. Русский язык и культура общения для государственных служащих. - Саратов, 1998.
  11. Карнеги Д. Большой секрет искусства обращения с людьми. - Ставрополь, 1992.
  12. Колтунова М. В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учебное пособие. - Изд. Второе, доп. - М, 2005.
  13. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. - М.,1996.
  14. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяев. - М., 2001. - С. 221.
  15. Курбатов В. И. Как успешно провести переговоры: Пособие для деловых людей. - Ростов-на-Дону, 1997.
  16. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. - Ростов-на-Дону, 1995.
  17. Лагутина Т. М., Щуко Л.П. Деловое письмо: Справочник. - СПб., 2003.
  18. Лапинсая И. П. Русский язык для менеджеров: Учебное пособие. - Воронеж, 1994.
  19. Наролина О. В., Стернин И. А. Деловое общение: Учебное пособие. - Воронеж, 1995.
  20. Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации. Пер. с англ. - СПб., 2001.
  21. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК-011-93. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1995.
  22. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб., 2005.
  23. Панфилова А.П. Деловые беседы. Учеб. пособие. - Л., 1989.
  24. Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. - М., 2000.
  25. Романов А. А. Грамматика деловых бесед. - Тверь, 1995.
  26. Русский язык делового общения: Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный / Под ред. И. А. Стернина. - Воронеж, 1995.
  27. Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. Как найти нужное слово в нужное время нужному человеку. - СПб., 1995.
  28. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. - М., 2002.
  29. Химик В. В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. - СПб., 2004.
  30. Шилова К. А. Телефонные разговоры делового человека. - М., 1993.