zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Образование  » Программы курсов » Социология личности

Социология личности

Разработчик - доктор философских наук, профессор П.И.Смирнов

МОДУЛЬ 1.ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ.

Введение в проблематику курса. Человек как природное, социальное и духовное существо. Многозначность слова личность. Наиболее распространенное употребление его в обыденной речи, философии, психологии, социологии. Множественность концепций личности. Объяснение многозначности слова личность и множественности концепций личности. Человек как микрокосм. Основные стороны его - духовная (эмоции, интеллект, воля, нравственность, сознание), социальная (труд, речь), природная (анатомия, физиология, высшая нервная деятельность). Теории личности как описание единичных или комплексных характеристик человека. Примеры теоретически возможного конструирования личности. Проблема возможности рассмотрения личности в рамках социологии.

Тема 1.1. Специфика социального взаимодействия.

Обоснование притязаний социологии на изучение личности. Парные категории: индивид - популяция, человек - человечество, личность - общество, гражданин - государство и др.

П.Сорокин о типах взаимодействия и качественно различных объединениях людей. Основные типы взаимодействия между людьми: деятельностное (обмен результатами деятельности, продуктами и услугами), рече-коммуникационное, чувственное, правовое. Представление о типах взаимодействия, объединяющих людей в общество, в истории обществоведческой мысли. Рече-коммуникационное взаимодействие (Аристотель, Н.Луман), деятельностное (Платон, Э.Дюркгейм, К.Маркс и др.), чувственное (Авг. Блаженный, Т.Карлейль, В.Соловьев), правовое (Гоббс, Локк, Руссо - сторонники концепции общественного договора).

Основные типы взаимодействия и основные объединения людей. Индивид - природное- популяция, носитель чувства - чувство - общность, коммуникатор - рече-коммуникационное - сообщество, личность - деятельностное - общество, гражданин - правовое - государство. Разнообразные типы взаимодействия - общество в широком смысле слова, социум. Уточнение понятий общество и социальное.

Тема 1.2. Социальное взаимодействие и социальные личностные типы.

Деятельностное взаимодействие как собственно социальное взаимодействие. Особенности (специфика) человеческой деятельности по сравнению с деятельностью животных. Признаки специфики: идеальная модель будущего результата деятельности, наличие дополнительных классов регуляторов деятельности, свобода, субъективно-заданный смысл. Регуляторы деятельности: ограничители, оформители, стимулы.

Основные разновидности деятельности, на базе которых существует общество: проблема. Основные разновидности деятельности как основа культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая разновидности деятельности. Сложность этих разновидностей. Элементарные разновидности деятельности: рутинная и творческая, присваивающая и производящая и др. Схема для выявления основных разновидностей деятельности: деятель, деятельность, другое. Другое - все что угодно: человек, Бог, природа, общество и пр. Основной признак деятельности - она совершается всегда в пользу кого-то или чего-то. Базовые разновидности деятельности в курсе: эгодеятельность - деятельность для себя; альтердеятельность - деятельность для другого, служение; деятельность для деятельности - игра. Функции этих разновидностей в жизнедеятельности человека. Эгодеятельность обеспечивает существование, служебная деятельность дает смысл существования, игра привносит в существование радость, веселье. Выявление основных социальных типов личности по аналогии с экстравертами и интровертами К.Г.Юнга. Критические замечания в адрес концепции Юнга: возможность существования ритмовертов. Основные социальные типы личности в зависимости от преобладающей разновидности: гармоничный личностный тип, эгодеятель, служитель, игрок. Эволюция основных личностных типов в зависимости от степени осознанности ими собственной деятельности и нравственного выбора.

Тема 1.3. Личность и фундаментальные ценности общества.

Место понятия "ценность" в науках об обществе (по М.Рокичу). Ценности как основа социальных систем согласно взглядам представителей структурно-функционального анализа. В рамках деятельностно-ценностного подхода ценности лежат в основе общества как стимулы собственно человеческой деятельности (аргумент). Понятие "ценность". Некорректная трактовка понятия "ценность" в современной социологической литературе (учебник Н.Смелера "Социология"). Аристотелевское понимание блага как основа определения понятия "ценность". Целевые (конечные) и инструментальные ценности.

Проблема выявления конкретных ценностей, лежащих в основе социальных систем. Эмпирический (по М.Рокичу) и теоретический (по Н.О.Лосскому) подходы к выявлению основных групп социальных ценностей. Недостатки эмпирического подхода: выявление мнений, чрезмерное влияние конкретной социальной ситуации, малая пригодность при сравнении ценностей различных культур. Социальная значимость личности - основной стимул деятельности людей как социальных существ и принцип выявления конкретных групп социальных ценностей.

Основные группы социальных ценностей. 1) Целевые общечеловеческие ценности индивидуального уровня: модусы социальной значимости - святость, знание, мастерство, власть, слава, хозяйство, богатство. 2) Инструментальные ценности социальные по происхождению.: свобода, право, равенство, братство. 3) Инструментальные ценности природные свойства человека: красота, сила, ум, ловкость, здоровье и т.д. 4) Целевые ценности, характеристики природной среды, в абстрактном виде выступающие как вещество, энергия, пространство. 5) Высшие общечеловеческие ценности как необходимые условия существования человечества: общество, личность, человек, человечество, природа, животворящий (мыслящий дух (Бог). Удовольствие как особая ценность. Его роли в усвоении модусов значимости. Значимость человека в различных объединениях людей. Дополнительные модусы : в популяции - потомство, в общности - чувство. Счастье как социологическая категория: достаточная самореализация человека во всех объединениях людей.

Процедуры социального признания: личная экспертиза и рынок. Средства достижения социальной значимости. Главное средство - труд. Другие признаваемые обществом средства достижения значимости: творчество, подвиг, удача, дар. Преступные средства достижения значимости: мошенничество, хищение, грабеж. Комплекс превосходства как источник применения преступных средств.

Тема 1.4. Личность как мера эволюции общества.

Этапы общественной эволюции. Важнейшие вопросы в теории социальной эволюции. 1) Применимо ли понятие "эволюция" к процессам изменения в обществе? 2) Как (по каким признакам) можно отделить один этап эволюции от другого. 3) Какова в настоящий момент направленность этой эволюции?

Этапы эволюции общества как идеальные типы. Понятие идеального типа М.Вебера. Идеальный тип как феноменологическая модель. Основные подходы к выявлению этапов эволюции общества: 1) прогресс в сфере человеческой экспансии в природу, 2) прогресс в сфере коммуникаций между людьми, 3) корреляция этапов эволюции общества с развитием человеческого мышления (О.Конт), 4) изменение положения человека в обществе (К.Поппер), эклектические подходы. Наиболее адекватный подход к оценке эволюции общества - изменение положения человека в обществе. Аргументы в пользу этой точки зрения. Критические замечания в адрес концепции Поппера: положение человека в обществе в этой концепции описывается излишне абстрактно, в этой концепции невозможно объяснение одной из важнейших проблем человечества - экологической проблемы.

Конкретизация описания положения человека в обществе на базе деятельностно-ценностного подхода. Понятийные средства для описания положения человека в обществе и построения идеальных типов этапов общественной эволюции: 1) основные разновидности деятельности, 2) концепция социальной значимости, 3) высшие общечеловеческие ценности, 4) важнейшие типы хозяйства. Домашнее и рыночное хозяйства, их различие по цели производства.

Дикость как этап эволюции общества. Ее признаки: 1) высшая общечеловеческая ценность - общество, 2) ведущая разновидность деятельности - служебная, 3) доступные модусы - власть, святость, мастерство, 4) доминирующая процедура социального признания - личная экспертиза, 5) хозяйство домашнее. Проблема перехода к состоянию варварства: необходимо ввести в ценностную структуру общества ценность "личность", допустить в обществе струю эгодеятельности, расширить перечень модусов значимости, сделать их доступными на основе эгодеятельности, узаконить рынок как процедуру социального признания. Слава как мостик перехода от дикости к варварству.

Варварство как этап эволюции общества. Постепенный ввод модусов богатства, хозяйства, знания. Доступность всех модусов на основе эгодеятельности. Отношение к богатству в разных слоях общества. Функции богатства в общественной жизни. Основные виды хозяйства в период варварства.: крупное хозяйство знатного человека, крупное товарное хозяйство, мелкое товарное хозяйство, домашнее хозяйство отдельной семьи. Процедуры социального признания в разных слоях общества. Рынок как основная процедура социального признания мелкого товарного производителя. Ремесленные корпорации (цех и гильдия) как следствие этой процедуры. Признаки варварства: 1) в обществе наличествуют обе высшие общечеловеческие ценности - общество и личность, 2) в нем имеются служебная деятельность и эгодеятельность, 3) все модусы доступны на основе обеих разновидностей деятельности, 4) функционирую обе процедуры социального признания личная экспертиза и рынок, 5) в нем представлены домашнее и рыночное хозяйства. Основной недостаток варварства - неупорядоченность всех признаков, характеризующих положение человека. Применение силы - главный способ поддержать минимальный порядок в обществе. Необходимость уменьшить применение силы как чрезмерно затратного средства. Иначе говоря, осуществить переход к цивилизации.

Переходный период. До перехода общества в состояние цивилизации возможны два его состояний, когда насилие несколько уменьшается. 1) Цивилизованное сообщество. Его признаки: общий религиозный культ, общий священный или общекультурный язык, фигура учителя нравственности. 2) Напряженная цивилизация. Ее признаки: узурпация меньшинством права применения силы, осуществление эгодеятельности со стороны меньшинства по отношению к большинству, исполнение служебной деятельности большинство по отношению к меньшинству. Непрочность обоих состояний общества, рецидивы варварства в нем.

Две естественные цивилизации - служебно-домашняя и рыночная.

Служебно-домашняя цивилизация. Ее признаки: 1) высшая ценность - общество, 2) основная разновидность деятельности - служебная, 3) ведущие модусы - власть, святость, слава, "священное" знание, 4) доступность модусов на основе служебной деятельности, 5) преобладающая процедура социального признания - личная экспертиза, 6) инструментальные ценности - дисциплина и долг, 7) хозяйство домашнее. Факторы возникновения: а) природная среда, требующая согласованной работы большого количества людей, б) постоянная внешняя опасность, требующая концентрации усилий общества для ее отражения. Недостатки: а) слабый внутренний источник энергии развития - свободная деятельность личности, стремящейся к социальной значимости, б) консервативность служебной деятельности, в) медленность развития. Достоинство: длительность существования. Отношения с соседями преимущественно оборонительные. Примеры в истории - Древний Египет, Китай, Россия со времен Московского царства.

Рыночная цивилизация. Ее признаки: 1) высшая ценность - личность, 2) основная разновидность деятельности - эгодеятельность в обличье рыночной, 3) ведущие модусы - богатство, хозяйство, мастерство в материальной сфере, 4) доступность модусов на основе эгодеятельности, 5)преобладающая процедура социального признания - рынок, 6) инструментальные ценности - свобода и право, 7) хозяйство рыночное. Факторы возникновения: а) разнообразная природная среда, не требующая согласованной работы большого количества людей, б) отсутствие постоянной внешней опасности, требующей концентрации усилий общества для ее отражения. Достоинства: а) мощный внутренней источник энергии развития - свободная деятельность личности, стремящейся к социальной значимости, б) способность эгодеятельности к быстрому развитию, в) быстрое развитие. Недостаток: длительное существование сомнительно, поскольку стремление людей к социальной значимости через богатство и хозяйство требует неограниченного количества ресурсов. Отношение к соседям явно агрессивное. Примеры в истории: Карфаген, Афины, страны Запада.

Глобализация и основные проблемы человечества. Глобальная интеграция совершается на основах рыночной цивилизации. Как следствие возникают основные проблемы человечества. Традиционный перечень проблем: 1) экологическая, 2) истощение ресурсов, 3) гонка вооружений, 4) демографическая, 5) снижение уровня массовой культуры, 6) терроризм, 7) сохранение здоровья вида homo sapiens и др. Скрытые проблемы, обусловившие возникновение первых: а) проблема самореализации человека в мире без ущерба для окружающей среды, б) проблема свободного времени.

Возможные способы решения. проблем 1. Абстрактно желательный - движение в сторону духовно-игровой цивилизации. Ее признаки: 1) высшая ценность - Животворящий (мыслящий) дух (Бог), 2) основная разновидность деятельности - служебная с элементами игровой, 3) игра занимает основное свободное время, 4) ведущие модусы: святость, знание, мастерство в духовной сфере, 5) вспомогательные модусы - слава и власть, 6) преобладающая процедура социального признания - личная экспертиза. 2. Реально возможный - движение в сторону постцивилизационного варварства по причине неопределенности высших общечеловеческих ценностей, ведущих разновидностей деятельности, иерархии модусов социальной значимости и пр. Попытки сдержать сползание к варварству путем создания напряженной цивилизации под эгидой США или цивилизованного сообщества на основах ислама малопродуктивны.

Тема 1.5. Личностные типы в рыночной цивилизации.

Эгодеятель как основной личностный тип в его рыночной модификации. "Экзотические" личностные типы: гедонист, сверхчеловек, "вампир". Факторы, способствующие их появлению: протестантская этика, атеизм, материализм. Философское оправдание и художественное изображение этих личностных типов.

МОДУЛЬ 2. ЛИЧНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Тема 2.1. Служебно-домашняя цивилизация в России.

Признаки цивилизованного сообщества, напряженной и рыночной цивилизаций в Киевской Руси. Перерыв возможного движения в сторону рыночной цивилизации.

Причины складывания служебно-домашней цивилизации в Московском государстве: 1) постоянная внешняя опасность, 2) вотчинный тип Московского княжества, 3) слабое развитие специализированного рыночного производства, 4) духовное и практическое влияние Византии и Золотой Орды.

Признаки служебно-домашней цивилизации в России: 1) высшая ценность - общество под именем "отечество", 2) доминирующая деятельность - служебная, 3) ведущие модусы - власть, слава, святость, 4) доступность модусов на основе служебной деятельности - социально профессиональные группы, 5) личная экспертиза - преобладающая процедура социального признания: государь как высший эксперт, 6) дисциплина и долг - ведущие инструментальные ценности, 7) признаки домашнего хозяйства в России - работа частных предприятий на казну, казенные предприятия, монополия внешней торговли. Наличие признаков напряженной цивилизации в императорской России: дворянство и остальные группы населения (в первую очередь, крестьянство).

Вырождение служебно-домашней цивилизации в СССР: 1) отсутствие модусов "богатство" и "хозяйство", 2) сужение доступа к остальным модусам, 3) распространение служебной деятельности на все сферы жизнедеятельности общества, 4) отсутствие рынка как процедуры социального признания.

Тема 2.2. Взаимосвязь русского национального характера и особенностей развития страны.

Особенности развития страны: 1) "рваный" ритм развития - чередование периодов интенсивного развития с периодами застоя и упадка, 2) неустойчивое положение в мире - чередование периодов могущества и слабости, 3) неравномерность развития по сферам жизнедеятельности, 4) непрочность достигаемых успехов. Понятие национального характера. Социальная составляющая в национально характере. Широко распространенные черты национального характера положительно или отрицательно сказывающиеся на судьбе страны, особенно, в переломные моменты развития: массовый героизм, самопожертвование, трудолюбие, доверчивость, слабый инстинкт частной собственности.

Тема 2.3. Личностные типы в российской цивилизации.

Факторы формирования типов личности в России: а) служебная деятельность, б) служебный соблазн, в) цивилизационный соблазн. Основные типы личности в российском обществе: 1) служитель-патриот, 2) карьерист-патриот, 3) служитель-западник, 4) карьерист-западник, 5) промежуточный тип. Взаимодействие личностных типов. Причины преобладания карьеристов всех мастей во властных структурах. Влияние личностных типов на ход событий в стране.

Тема 2.4. Современные реформы в России: необходимость, стратегия и тактика, последствия.

Причина объективной необходимости реформ - проигрыш российской служебно-домашней цивилизации в мирном соревновании с рыночной цивилизацией. Причины проигрыша: слабый внутренний источник энергии развития и консервативность служебной деятельности. Стратегическая бессмысленность реформ - рыночная цивилизация не имеет перспектив длительного существования. Неверная тактика реформ, основанная на идеологии "прыжка через пропасть". Интеллектуальная нечестность лидеров реформ. Возможная рациональная цель реформ - создание условий для реального достижения личностью всех модусов значимости. Результаты реформ - рациональная цель не достигнута.

Личность в пореформенной России. Проблемы, цели, перспективы развития российского общества с учетом глобальных тенденций.

МОДУЛЬ 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

Тема 3.1. Теории личности в психологии.

Личность как психофизиологическое существо (концепция З.Фрейда). Структура личности по Фрейду, периоды развития личности. Адекватность концепции Фрейда по сравнению с учением Платона о душе. Личность как интеллектуальное существо (концепция Ж.Пиаже). Периоды развития личности по Пиаже. Личность как нравственное существо (концепция Л.Колберга). Стадии развития личности по Колбергу. Личность - человек как носитель сознания (концепция К.К.Платонова). Иерархия основных подструктур личности по Платонову. Соотношение структур трех феноменов: сознания, личности и деятельности по Платонову. Периоды развития личности по Платонову. Личность как духовное существо (концепция В.А.Богданова). Соотношение психических процессов и структур личности по Богданову. Комплексный подход к рассмотрению человека (концепция Б.Г.Ананьева). Важнейшие стороны человеческой природы по Ананьеву. Характеристики индивида, личности и субъекта деятельности по Ананьеву. Общая оценка психологических концепций личности.

Тема 3.2 Ролевая концепция личности.

Этимология понятия социальная роль. Традиционное понимание роли как совокупности норм, регулирующих поведение, и самого поведение. Традиционное соотношение роли статуса (по Линтону). Понятие социальной роли в трактовке И.С.Кона как социальной функции. Толкование роли как специализированного вида деятельности в курсе. Личность как единство социальных ролей. Необходимость в группе стандартных понятий, описывающих социальную роль. Признаки социальной роли по Парсонсу (эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация). Критика этой группы понятий: не выдержан принцип одновременного описания этими понятиями и деятельности, и человека. Основные элементы роли в курсе: ценности, мастерство, полномочия. Обоснование их: отражение в них трех фундаментальных феноменов - человека, окружающего мира, общества. Гомологичные структуры социальных процессов и явлений: 1) аспектов объективно необходимой деятельности, 2) социальной роли, 3) личности, 4) процесса становления личности, 5) социальной нормы. Основные способы регуляции человеческого поведения: мораль, технология, право. Специфика морали и права.

Тема 3.3. Проблема гармоничного развития личности.

Понятие гармонично развитой личности в коммунистической идеологии как отправная точка формулирования проблемы. Духовное богатство, нравственная чистота и физическое совершенство - характеристики не личности, но совершенного человека. Личность как социальная ипостась человека. Основные разновидности деятельности как методологическая предпосылка правильной постановки проблемы. Всесторонне развитая гармоничная личность (ритмичный деятель). Односторонняя гармоничная личность: эгодеятель, служитель или игрок, нашедший свойственную ему деятельностную нишу в обществе. Частично гармоничная личность: носитель роли, гармонично сочетающий ее элементы - ценности, мастерство, полномочия. Ущербные типы личности.

Функции образования в формировании личности. Профессиональной образование: обеспечение существования и смысла существования личности. Гуманитарное образование: свобода и радость существования личности. Основные принципы гуманитарного образования: свобода и самоограничение. Аскеза при переходе от животного существа в социальное и от социального существа в духовное. Полнота человеческого бытия.

Литература

  1. Смирнов П.И. Социология личности. - СПб., 2001.
  2. Смирнов П.И. Слово о России. Беседы о российской цивилизации. - СПб., 2004.
  3. Смирнов П.И. Основные социальные типы личности / Вестник СПбГУ. Сер.6. 2005. Вып. 4.
  4. Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях "общество" и "социальное" / Социологические исследования. 2003. № 8, с.3-11.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997.

Дополнительная литература

  1. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.
  2. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. 2-е изд.- СПб.: Санкт-Петербургская панорама, 2001.
  3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб.: Глаголь, 1995; см. также - М.: Книга, 1991.
  4. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
  5. Кууси П. Этот человеческий мир. - М., 1988.
  6. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии /Отв. Ред. А.О.Бороноев. - СПб.: Петрополис, 1994.
  7. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-2. - М.: Феникс, 1992.
  8. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. (Раздел Теории развития личности. С.99-107).
  9. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. - М.: Прогресс-Культура, СПб.: Ювента, 1995.
  10. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Прогресс, 1986.
  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
  12. Фрэзер Дж. Золотая ветвь - М., 1986.
  13. Хейзинга Й. Homo Ludens (Человек играющий). - М., 1972.
  14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 -е изд. Т.21.