Менеджмент наукоемких технологий
Лектор проф. В.П.Трегубов
I. Введение. Основные тенденции в мировой и российской экономике. Понятие наукоемких технологий.
II. Понятие инновации и инновационного процесса. Знание как источник конкурентных преимуществ, роль инвестиций в человеческий капитал. Инновационные и интеллектуальные компании. Роль информационных технологий. Роль образования.
III. Стадии инновационного процесса. Инновационный проект и его основные разделы. Аутсорсинг. Трансфер технологий. Неформализованные знания, ноу-хау.
IV. Маркетинговый подход к разработке и выведению на рынок нового товара или услуги. Роль НИР в менеджменте фирмы как субъекта рынка. Схема переноса разработки и вывода на рынок товара или услуги. Обзор рыночной ситуации и генерация идей, фильтрация идей. Проверка концепции и экономический анализ. Разработка и испытание нового продукта. Пробный маркетинг.
V. Стратегия НИР. НИР как бизнес. Стратегия НИР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка. Стратегический менеджмент инноваций.
VI. Отбор и оценка проектов НИР. Содержание и процедура оценки и отбора. Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации, маркетинговые критерии, научно-технические критерии, производственные критерии. Организация оценки проекта.
VII. Финансовая оценка научных проектов. Финансовые критерии оценки проектов. Финансовый анализ в процессе НИР. Оценка эффективности инвестиций в НИР. Учет фактора риска в финансовом анализе.
VIII. Жизненный цикл изделий и инноваций.
IX. Организация и порядок выполнения НИР. Виды НИР: фундаментальные, поисковые, прикладные. Принципы финансирования, основные этапы. Информационное обеспечение прикладной НИР. Методы оценки научно-технической результативности НИР.
X. Планирование и управление программами НИР. Специфика менеджмента НИР. Планирование портфеля НИР. Управление проектом НИР.
XI. Организационные структуры в инновационной деятельности. Венчурная компания. Организационные структуры в инновационной деятельности.
XII. Место информации в процессе выполнения НИР. Характер решений в НИР и соответствующие информационные базы. Основные источники и каналы информации. Организация службы информации фирмы. Экономическая разведка.
Основная литература
- Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 1998.
- Уткин Э.А. и др. Инновационный менеджмент. М.: Акалис, 1996.
- Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 1995.
- Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 1995.
- Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993.
- Львов О.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб, 1992.
Дополнительная литература
- Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.
- Морозов Ю.П. Управление технологическими инновациями в условиях рыночных отношений. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1995.
- Прасолов А.В. Математические модели динамики в экономике. Из-во СПбГУ экономики и финансов, 2000.
- Глухов В.В. и др. Математические методы и модели для менеджмента. СПб, изд-во "Лань", 2005.