zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Образование  » Программы курсов » История и теория культуры

История и теория культуры

Составитель: канд. соц. наук, доцент Хмырова-Пруель И.Б.

Раздел I Культурология как наука

Тема I. Общие категории культуры

Определение культуры. Структура культуры. Основные функции культуры. Черты культуры. Культурные универсалии. Культурный комплекс. Агенты и институты культуры. Цивилизация и культура. Культура и этнос. Межкультурное общение. Культурные конвенции.

Культура - совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений.

Культура - исключительная особенность людей.

Культуру надо рассматривать как процесс sui generis, т. е. имеющий причиной самого себя. Культурология, в отличие от других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены культурными причинами.

Культурология - синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из этого, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.
Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний.

Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом ее являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой - совокупность результатов их деятельности, обычаев, верований.

Культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.

Культура - свод правил, организующих человеческое поведение.

Культура - средство приспособления общества к природной среде.

Классическое определение культуры.

Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. (Э. Тейлор)

Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому, общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни.

Ученые подразделяют культуру на: - материальную, включающую физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами)
- нематериальную, созданную разумом человека: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал.

Разнообразные культуры у разных социумов имеют девять общих фундаментальных черт

  1. речь;
  2. материальные черты;
  3. искусство;
  4. мифология и научное знание;
  5. религиозная практика;
  6. семья и социальная система;
  7. собственность;
  8. правительство;
  9. война.

Культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система.

Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные родной или иноземной культурой нормы поведения. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она включает не только вербальную (лингвистическую), но и невербальную информацию.

В дополнение к лингвистической коммуникации человек использует жестовую.

Культурные конвенции - это огромное количество культурных правил, которым обучаемся с раннего детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с другими. Они касаются времени и места социального общения людей. Иными словами, подразделяются на временные и пространственные.

Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму а) более или менее мирного сотрудничества, б) этнического конфликта.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов - формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности.

Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной.

Причиной конфликта может послужить расовая дискриминация, представляющая собой систематическое умаление прав этнической группы граждан по мотивам ее национальности или расы.

Крайними формами дискриминации являются апартеид, геноцид, рабство.

Тема 2. Типология культуры

Основание типологии культуры. Отрасли культуры. Виды культуры. Формы культуры. Комплексные виды культуры. Типы культуры.

Критериев или оснований типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этнические особенности; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их разновидностями или сферами культуры общества.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.

Виды культуры
Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Этнос - социокультурная общность людей. Нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп. Этнические культуры входят в состав национальной. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Типы культуры
По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собирателей культура скотоводов и земледельцев; промышленная (индустриальная) культура; постиндустриальная культура; информационная культура.

Тема 3. Культурные нормы

Культурные нормы и их соблюдение. Функции культурных норм. Классификация норм. Основные виды культурных норм. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты.

К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры.

Нормы - правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать.

Культурные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Функции культурных норм:

Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по сфере применения - в малой или большой социальной группе. Соответственно различают два типа. Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются групповыми привычками. Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами.

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840-1910).

Он выделял следующие виды норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws).

Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Привычки служат исходной клеточкой социальной и культурной жизни людей одновременно . Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других.

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.

По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе - особый культурный комплекс, называемый этикетом.

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников.

Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого Ритуал наделен символическим значением. Принесение человека в жертву языческому богу - яркий пример ритуала.

Нравы - особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Правы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От этого слова происходит "нравственность" - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества.

Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, г. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.

Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.

Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека.

Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.

Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо.

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

Ценности - это то, что оправдывает нормы и придает им смысл. Жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма.

Знания - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания - специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.

Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Все множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную систему культуры.

В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы.

Закономерность построения общества такова: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм.

Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества - предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами.

Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом случае говорят о культурном, или нормативном, конфликте.

Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия, такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм.

Тема 4.Формы и механизмы приобщения к культуре

Социализация и воспитание. Адаптация. Инкультурация. Десоциализация и ресоциализация. Аккультурация. Ассимиляция. Культурное обновление.

Потребность в культуре - результат эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи.

Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков - система практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Антропологи определяют культуру как совокупность социальных навыков и умений.

Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему.

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость.

Семью называют институтом первичной социализации, так как она - первое, с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные отношения.

Школа является главным агентом (институтом) вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах.

Адаптация - процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация - особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например, профессиональной).

Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию.

Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе.

Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации - интеллигент.

Социализация - врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации - личность.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию), или усвоение необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса - аккультурацию и ассимиляцию. Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.

Полную ресоциализацию называют также культурным обновлением. Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурное обновление ведет к полному освобождению от них. Результатом ресоциализации служит окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми.

Тема 5. Культурная динамика

1. Зарождение культуры. Открытия и изобретения. Формы распространения культуры. Культурные реформы и революции. "Культурный лаг". Культурная трансмиссия. Культурная аккумуляция. Интеграция и диверсификация. Культурная экспансия. Модернизация культуры. Глобализация культуры.

Культура никогда не остается неподвижной. Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Изобретение - новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т. е. технологии. Изобретения подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные, например создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.

Первое крупное изобретение человека - превращение палки и камня в средство обороны.

Второе крупное изобретение - превращение оружия в орудие труда.

Третье крупное изобретение - "приручение" огня.

Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами - посредством:
- культурных заимствований (целенаправленного подражания),
- культурной диффузии (стихийное распространение),
- независимых открытий.

Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится приручение животных и окультуривание растений.

"Культурный лаг" описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее.

Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса.

Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени.

Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.

Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур.

Диверсификация культуры выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур.

Культурная экспансия (от лат. expansio - распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

Термин "модернизация" относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному.

Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ "догоняющего" развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет "снизу", а неорганическая "сверху".

Культурная диффузия - стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ, экономических связей.

Глобализация несет в себе возможность утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации.

Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых и регулируемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации.

Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.

Раздел II. История культуры. Хуудожественная культура

Тема 1. Сущность и функции искусства.

Художественная культура и искусство. Основные виды и жанры искусства. Классификация видов искусства

Искусство надо понимать как минимум в трех значениях:
- искусство в широком смысле - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное ис-кусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;
- искусство в узком смысле - только изобразительное искусство;
- искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Искусствознание (искусствоведение). Оно представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле - науку о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики.

Искусство - сфера профессионального творчества, фольклор - сфера народного творчества, художественная культура - единство двух этих сфер.

Произведение искусства должно обладать:
- познавательной ценностью;
- эстетической ценностью;
- нравственной ценностью.

Три указанные вида ценности, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Это три кита, на которые опирается духовная сфера общества.

Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами, или просто видами искусства.

Эстетика - это учение о красоте, или об изящном.

Эстетика понимается в двух значениях, а именно как: а) теория прекрасного, б) теория искусства.

Из четырех составных элементов духовной сферы общества два - наука и образование - подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента - искусство и религия - неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в теме и сюжете, воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета.

Тема 2. Первобытная культура

Предпосылки возникновения. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Геометрический орнамент. Неолитическая революция. Зарождение архитектуры. Погребения. Матриархат и патриархат.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
- каменная скульптура;
- наскальная живопись;
- глиняная посуда.

Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия - над собирательством, оседлого образа жизни - над кочевым, патриархата - над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтеч зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.

Тема 3. Искусство древневосточных цивилизаций

Признаки высокой культуры и цивилизации. Культура Месопотамии.

Первые центры цивилизаций появляются на берегах рек: на Ниле - Египетское царство; на Тигре и Евфрате - месопотамские царства; на Инде - индийские царства; на Хуанхэ - китайские царства.

Первой и главной чертой древнеегипетской цивилизации является сакрализация государственной власти.

Вторая черта цивилизации Древнего Египта - культ смерти и восприятия земной жизни лишь как подготовку к посмертному бытию.

Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, - книги мертвых.

Шумеры стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.

Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности.

Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век", написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры - авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

Самым ярким произведением шумерской литературы является сказание о Гильгамеше, который рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. А в вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал "Энума Элиш" - миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле.

В Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов. При Хаммурапи появился знаменитый свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе.

Ассирия совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия.

Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие одну из величайших цивилизаций мира, внесли значительный вклад в развитие мировой культуры. Они создали астрономию и развили дальше математику, построили первую великую столицу Вавилон.

Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию.

Тема 4. Культура и искусство античного мира

Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима.

Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский, или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.),
- гомеровский (XI-IX вв. до н. э.),
- архаический (VIII-VI вв. до н. э.),
- классический (V-IV вв. до н. э.),
- эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н. э.). Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Первые три периода объединяют в доклассический период.

Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации - рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности.

Первая философская система античности - натурфилософия. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624-546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585-525 до н. э.) - воздух, Анаксимандр (ок. 611 - 546 до н. э.) - апейрон.

В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам.

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480-323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида.

Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода.

Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Политопа (1-я пол. V в. до н. э. и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение показать перспективу.

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Трагедия возникла из культовых песен. В Греции возник новый вид искусства - драматический театр.

В IV веке до н. э. философия достигает наивысшей точки. Ее прославили три великих философа - Сократ, Платон и Аристотель.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика - наука об ораторском искусстве.

Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э.- Пракситель, Скопас, Лисипп. Пракситель (ок. 390 - ок. 330 до и. э.), ведущий представитель поздней классики, впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела.

Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323-30 гг. до н. э.) - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского.

Выдающие философские школы эпохи эллинизма эпикурейство и стоицизм.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
- царский (VIII- начало VI века до н. э.),
- республиканский (510/509- 30/27 гг. до н. э.),
- период империи (30/27 гг. до н. э.- 476 г. н. э.).

Больших успехов достигли в Риме просвещение и наука. Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики.

Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, "домашние" портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.

В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира.

Тема 5. Художественная культура средневековья

Византийская культура. Каролингское возрождение. Классическое средневековье.

Период культуры раннего и классического средневековья охватывает десять веков, с V по конец XIV века.

К раннему средневековью следует отнести две выдающиеся культуры - культуру Византии и Каролингское возрождение. Они дали начало двум великим культурам: православной и католической.

Расцвет византийского искусства произошел при царях Юстиниане I (527-565), Константине и правителях династии Комнинов( 1057-1185), а расцвет католической культуры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании, Германии - великих культурных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747-814) и Оттоне I (912-973).

В архитектуре византийского крестово-купольного храма отражено представление о цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической сакральной архитектуре.

В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания.

Термин "Каролингское возрождение" описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика ("школьное богословие").

В западноевропейском искусстве раннего средневековья господствовал романский стиль (X-XII вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского средневековья.

Готика символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор, который превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуры монастырей приходит культура соборов.

Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного Суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию.

Из мифологического сказания героический эпос в классическом средневековье превращается в историческое предание. Таковы по своему содержанию скандинавские и древнеирландские саги (V-VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI-XIII вв.), который положил начало куртуазной (придворной) литературе.

Тема 6. Европейский Ренессанс

Ренессанс в Италии. Северное Возрождение. Франко-фламандская живопись XIV-XVII веков. Ренессанс во Франции. Возрождение в Испании. Барокко.

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения или Ренессанса. Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени.

Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции.

В искусстве произошел переворот. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило всего сущего. Мыслители Возрождения не собирались приравнивать человека к Богу; человек относителен, а Создатель абсолютен. Но как только в центр культурной Вселенной поставили существо относительное, стали возможными плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
- Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) - середине XIV - XV в.;
- Высокий Ренессанс (чинквеченто) - до второй трети XVI в.;
- Поздний Ренессанс - вторая треть XVI - первая половина XVII в.

Вся эпоха итальянского Возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух великих школ - флорентийской и венецианской. Первая доминировала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая - в Высоком и Позднем.

Реформация представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.

Барокко - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI - середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств [городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).

Тема 7. Культура Нового времени.

Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. Художественные стили эпохи Просвещения.

Новое время включает в себя XVII - XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Просвещение - необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

В разных странах эпоха Просвещения наступила в разное время. Первой в новую эру вступила Англия - в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная - в Англии, политическая - во Франции, философско-эстетическия - в Германии. За сто лет - с 1689 по 1789 год - мир изменился до неузнаваемости.

Главным субъектом исторических преобразований является интеллигенция. С тех пор ни одного крупного события в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения. Просвещение создало новый тип людей - интеллигентов, людей науки и культуры.

Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила - класс буржуазии.

Завершением эпохи Просвещения явилось, с культурологической точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и веры в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции - веком Вольтера, в Германии - веком Канта, в России - веком Ломоносова и Радищева.

Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие европейской культуры в целом оказало немецкое литературное движение 70-80-х годов XVIII века "Буря и натиск" ("Sturm und Drang"; название - по одноименной драме Ф.М. Клингера), зая-вившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы (членами были И.-Ф. Шиллер и И.-В. Гете).

Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов - классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности, и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль - рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем - от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо - в основном только в живописи и скульптуре.

Глава 8. Культура Европы XIX века.

Классицизм. Романтизм. Реализм. Новые направления в искусстве.

В XIX веке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и будет существовать еще до середины XX столетия.

Переход к рыночной экономике, расширение индивидуальных свобод, развитие машинного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век - это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук.

Художественное своеобразие культуры XIX века определяли три главных стиля - классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, такие как импрессионизм, которые определили облик европейской культуры уже XX века.

XIX век стал периодом серьезных достижений в философии, которая была богата самыми разными течениями и направлениями.

Самым мощным направлением первой половины XIX столетия являлась классическая немецкая философия. Ее родоначальником считается И. Кант.

Классицизм, или неоклассицизм, начала XX столетия называют также ампиром (от фр. empire - империя), или стилем Империи.

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Романтизм - это комплекс индивидуальных реакций на социальные и метафизические потрясения. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия в искусстве. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни

В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни. В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией. У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема "личность и общество". У писателей она выражалась в противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и массового.

В конце XIX века возникает веризм - реалистическое направление в итальянской литературе [Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца), близкое к натурализму.

Символизм - художественное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму.

Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.

Постимпрессионизм - художественное течение конца XIX- начала XX века, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка "пост" не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились в принципиальных вопросах. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором - рассудок и интерес к философским аспектам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы "наби". Их творчество положило начало многим тенденциям изо-бразительного искусства XX века.

Тема 9. Европейская культура XX века

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Модернизм и постмодернизм. Литература.

Понятие модернизма характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустриальное общество, где главенствовали рационализм, урбанизация, "искусство для искусства", а понятие "постмодернизм" обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине XX столетия в постиндустриальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др.

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности.

Экспрессионизм провозгласил единственной реальностью субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства.

Кубизм (термин "кубизм" был впервые использован в 1911 году) это авангардистское течение (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже и др.) выдвинуло на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма - максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения.

Футуризм - отрицание традиционной культуры культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.

Дадаизм - авангардистское литературно-художественное течение в 1916-1922 годах. Дадаизм выразил себя в скандальных выходках - заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Само название "дада" не имеет никакого смысла.

Сюрреализм - одно из ведущих направлений в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями: "Красота - это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе".

Французские поэты П. Элюар (1895-1952) и Л. Арагон (1897-1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза - романы М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки. Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, которое получило в литературе название "потерянного". В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием - использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и "философии жизни" Анри Бергсоном (1859-1941) метода анализа "поток сознания", заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека.

Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913-1960) и Жан Поль Сартр (1905-1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др.

Во второй половине XX века европейская литература не ограничивается в рамках одного или двух ведущих течений. Она становится в тематическом и жанровом отношении более разнообразной: реалистический роман, психологическая новелла, романтика, ирония, детектив, фантастика и др. Именно в это время активно заявляет о себе массовая культура, о которой пойдет речь отдельно, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, который принципиально отвергает все и всяческие "измы", будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, "открытое искусство", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями.

Тема10. Искусство древнерусского государства

Периодизация русской культуры. Дохристианская культура славян. Культура Киевской Руси. Культура Московской Руси.

Первая крупнейшая эпоха развития русской культуры охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а второй - тысячу лет христианского государственного.

Вторая эпоха развития русской культуры - христианская, занявшая тысячу лет, - можно подразделить на три периода.

Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

Второй период связан с династией Романовых (1613- 1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Этот период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, будучи непохожа ни на ту, ни на другую.

У славян обнаружена оригинальная система письма - так называемая узелковая письменность.

Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила разительный подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.

Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими просветителями и проповедниками христианства.

Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков.

Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались практически единственными формами художественного самовыражения русских.

В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского собора.

Стиль монументального историзма, выражавший дух эпохи Рюриковичей, был для Киевской Руси "первичным стилем", каким для Западной Европы был романский стиль.

Дробление единого художественного пространства на самобытные школы и направления - процесс закономерный не только для России, но и для Западной Европы. В России в это время ведущими являлись три школы:
- владимиро-суздальская;
- новгородская;
- московская.

Две другие школы - псковская и строгановская - представляли хотя и самобытное, но не самое выдающееся явление.

Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбль Московского Кремля и завершился период интенсивного строительства, начатого великим князем Иваном III. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительных сооружения (каменная стена Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены земляного города), окружавшие центр Москвы - Кремль.

Литература. Объединение местных культур вокруг Москвы положило начало формированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-публицистические произведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальной неза-висимости

Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания в 1553 году. Первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящего времени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве.

Тема 11. Русское Просвещение

Русская культура XVII века. Русская культура XVIII века.

В XVII-XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением.

Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа: XVII век, представляющий собой переходную эпоху, и XVIII век, т. е. собственно Просвещение, начало которого ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой стала деятельность Екатерины П.

В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая большую роль в русском Просвещении.

Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации. Одним из них становится социальная сатира, осмеивающая государственные и церковные институты.

В монументальной живописи, все еще базирующейся на иконописи, наблюдается размывание старых канонов и переход к элементам светской живописи.

Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования.

По инициативе Ломоносова 1755 году основан Московский университет.

Как и в архитектуре, в литературе XVIII - начала XIX века господствовал классицизм. По своей сути русской классицизм тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позициями.

В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства.

После Елизаветы Петровны наступило время правления Екатерины II Великой, продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее "золотым веком" русского дворянства.

XVIII - начало XIX века знаменуют два культурных достижения мирового класса: зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись.

Тема 12. Русская культура XIX века.

XIX век - это особый период в развитии России. Прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, науку, искусство. В XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. В стране были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.

Во многом благодаря реформам в образовании XIX век завершил великую революцию - переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормах и полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на утонченных манерах и светском этикете.

В философии и общественной мысли в середине XIX века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте, другой - славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали более внимательного отношения к национальным корням и к традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России.

Значительную роль в духовном прогрессе общества играла печать. В середине XIX века появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура - залог подъема письменной литературы.

В 1890 году Россия становится третьей страной в мире (после Германии и Франции) по количеству издаваемой литературы.

Д.И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов), К.А. Тимирязев (внес крупный вклад в учение о фотосинтезе), И.И. Мечников (один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии), К.Э. Циолковский (создал основополагающие труды по теории космонавтики и космических аппаратов) и мн. др. Разрабатываются фун-даментальные вопросы общего языкознания (А.Х. Востоков, И.И. Срезневский, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов и др).

В XIX веке наша страна вышла в число ведущих научных центров. Многие открытия российских ученых имели мировое значение.

Именно в XIX веке Россия внесла и мировую культуру чуть ли не самый весомый свой вклад в области литературы.

Вместе с литературой развивался и русский театр. В начале века на русской сцене шли произведения Д. И. Фонвизина, И.А. Крылова, В.А. Озерова и др.

Живопись. В первой половине XIX века в русском искусстве разные стили и направления развивались параллельно, а не последовательно, как в других национальных школах. Однако господствующие позиции занимал классицизм.

Во второй половине XIX века доминирует реализм.

Тема 13. "Серебряный век" в русском искусстве

Как и в пору "золотого", пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного наставника русского общества. В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин.

Символисты объединились вокруг журналов "Северный вестник", "Мир искусства", "Новый путь", "Весы", "Золотое руно". К старшему поколению русских символистов принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Ф.К. Сологуб, к младшему - А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.

Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм.

Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка.

Начало XX века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой, не только догнав, но и во многом опередив основные европейские художественные школы, совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления.

В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве: построение архитектурного сооружения "изнутри наружу", перетекание пространства из одного интерьера в другой, живописная композиция, отрицающая симметрию.

На рубеже XIX-XX веков русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Выставочные залы России распахивают двери для новых творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. Колонии русских художников осаждают Париж и Мюнхен. В начале XX века в Москве открываются огромные галереи и частные коллекции современной живописи.

Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).

В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Значительную роль в формировании самосознания русской интеллигенции и выражении ее теоретических устремлений сыграли знаменитые "Вехи".

Значение культуры Серебряного века для истории нашей страны трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.

Тема14. Культура советской России.

Новая культурная политика. Новая культура быта. Советская литература первой половины XX века. Авангардизм в живописи. Русское зарубежье. Советская литература второй половины ХХ века. Культура в постсоветский период.

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период "серебряного века" высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.

Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.

Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно - через "выдвиженчество" (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и под-готовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы).

Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.

Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) - культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. отрицая культурное наследие.

В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей.

Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения.

В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, - переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения.

Поэтическим символом революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех великих поэтов - В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.

Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют "внутренней эмиграцией".

Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866-1944).

Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus - высший, последний), или искусства геометрической абстракции.

Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885-1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.

Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П. Н. Филонов (1883-1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда - так называемого аналитического искусства.

Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З. Шагал (1887-1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным "человеческим измерением", сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.

После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом "певцами" новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может.

Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение - евразийство.

После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился "серебряный век" русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры. Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М. Горький (1868-1936).

Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы - А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский.

Литература

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М. 1988.
  2. Античность как тип культуры. М., 1992
  3. Антология культорологической мысли/ Сост. С.Л. Мамонтов и др. М., 1992
  4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994
  5. Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.
  6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
  7. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1966
  8. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994
  9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989
  10. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1991
  11. Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана. М. 1991.
  12. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. СПб., 2000
  13. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-ух т. Ростов-на-Дону. 1994.
  14. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. (Руководитель авторского коллектива Попов Е.В.- М.:ВЛАДОС, 1996.
  15. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре. // Вебер М. Избр. произв. М., 1991
  16. Вехи. Из глубины. М., 1991 и отечественной культуры. Ч.1. Новосибирск. 1994.
  17. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества М., 1977
  18. Голан А. Миф и символ. М. 1993.
  19. Губман Б.Л. Западноевропейская культурология XX века. Тверь. 1997
  20. Гумилев Л.Н. Древняя Русь Гумилев Л.Н и Великая степь. М. 1989.
  21. Гумилев Л.Н. Этнос и биосфера Земли. Л., 1989.
  22. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1988
  23. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1980
  24. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996
  25. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1995
  26. Деррида Ж. Символы в культуре. СПб., 1992
  27. Донелин О.А., Мекарова Н.И. История мировой и отечественной культуры. В 2-х ч. Новосибирск. 1994.
  28. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск. 1984.
  29. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996
  30. Ерасов Б.С. Культура, религия, цивилизация на Востоке (Очерки общей теории). М., 1990
  31. Зезина М.Р.,Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры: Учебное пособие для вузов. М:Высш.шк.1990.-432 с. (переиздано МГУ в 1997).
  32. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб. 1995.
  33. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996
  34. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996
  35. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997
  36. Культурология. XX век. Антология. М., 1995
  37. Культурология. Основные теории и истории культуры. СПб., 1996
  38. Культурология. (ред. Г.В. Драч) Ростов - на - Дону. 1995
  39. Культурология (ред.А.А.Радугин). М., 1996
  40. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990
  41. Кассирер Э. Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры// Проблема
  42. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М. 1984.
  43. Лиотар Ж.Ф. Состояние пост модерна. М., 1998
  44. Лихачев Д.С. Поэзия садов: семантика садово-парковых стилей. Л., 1982
  45. Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. смех в Древней Руси. Л. 1984.
  46. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.. 1991
  47. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990
  48. Лосский Н. История русской философии М., 1991
  49. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре СПб. "Искусство-СПб". 1997.
  50. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб., 2000
  51. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996
  52. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. 1976.
  53. Мифы народов мира в 2 тт. М., 1982
  54. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм; О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Соч. в 2 тт. Том 1. М., 1991.
  55. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. // Сумерки богов. М., 1989
  56. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991
  57. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984
  58. Рерих Н. К. Листы дневника: В 3-ех т. М. 1995-96.
  59. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995
  60. Роев М. Россия за рубужом: История культуры русской эмиграции 1919-1939г:М., Прогресс-Академия,1994г.
  61. Розанов В.В. Религия и культура. Уединенное. М., 1990
  62. Самосознание Европейской культуры XX в. М.,1991.
  63. Синдаловский Н. А. История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах. СПб. 1997.
  64. Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. СПб. 1997.
  65. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. Изд-во МГУ, 1991.
  66. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994
  67. Соловьёв В. Золотая книга Русской культуры. М. Белый город. 2007.
  68. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
  69. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989
  70. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992
  71. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995
  72. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
  73. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994
  74. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1994
  75. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1986
  76. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977, СПб., 1994
  77. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973
  78. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1994
  79. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 М., 1993.Т.2. М., 1998
  80. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1996, 1998
  81. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии, 1992, №4.
  82. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
  83. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1997.
  84. Юнг К.Г. Архитип и символ. М., 1991
  85. Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994
  86. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

Учебные издания

  1. Актуальные проблемы культуры XXв. М.,1993.
  2. Запад и Восток:Традиция и современность. М.,1993.
  3. Иллюстрированная история религии: В 2-х т. М.,1992.
  4. История культуры России. М., 1993.
  5. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев. Изд. "Символ"- 1995.
  6. Культурология Силичев Д.А. Учебное пособое для вузов.-М.:Изд. "Приор",1998.
  7. Культурология. Гуревич П.С. Учебное пособие.-М.: Знание,1996.
  8. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов (А.Н.Макарова,Л.А. Никитич)
  9. Культурология. Малюга Ю.Я. Учебное пособие. Изд.2-е, доп.и.испр.-1998.
  10. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Изд. "Феникс". 1995.
  11. Культурология. Человек и общество. словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Изд. "Феникс",1996.
  12. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3т. М., 1993.
  13. О России и русской философской культуре. М.,1990.
  14. Поликарпов В.С. лекции по культурологии.-М.: "Гардарика", "Экспертное бюро",1997.
В качестве дополнительной литературы могут быть использованы: энциклопедические издания, словари, книги-альбомы, художественная литература, интернет и др.

Рекомендуемая художественная литература

  1. Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973. (Б-ка всемир. лит.)
  2. Шекспир. Король Лир.
  3. Прево. Манон Леско.
  4. Шиллер. Коварство и любовь. Мария Стюарт.
  5. Гете. Фауст, лирика.
  6. Бодлер Ш. Цветы зла.
  7. Золя Э. Творчество.
  8. Поэзия Франции. Век XIX в. М., 1985.
  9. Гюисманс Ж. Наоборот.
  10. Кафка Ф. Процесс.
  11. Гессе Г. Степной волк.
  12. Манн Т. Волшебная гора.
  13. Павич М. Хазарский словарь.
  14. Гофман Э.Т. А. Избранные произведения. М. Музыка. 1989.
  15. Жорж Санд. Консуэло. В 2-х т. М. 1993.
  16. Булгаков М. Мастер и Маргарита. М. 1993.
  17. Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Тургенев, Брюсов, Ахматова, Цветаева, Баль