zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Образование  » Программы курсов » Философия

Философия

Общий курс

Лектор: к.филос.н., доцент Никитин В.Е.

Аннотация курса

1. Целью курса является формирование у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, дальнейшее развитие навыков самостоятельного, критического мышления, развитие способностей самостоятельного анализа актуальных проблем человеческого существования.

2. Основные задачи курса вытекают из поставленных целей и могут быть кратко сформулированы следующим образом:
2.1. Раскрытие специфики и своеобразия философского познания, а также его взаимосвязи с наукой и религиозным мировоззрением.
2.2. Знакомство с историей философии как частью духовной культуры человечества, анализ творчества выдающихся мыслителей, чьи идеи существенным образом определили современное состояние цивилизации, ее ценности и идеалы.
2.3. Анализ основных современных философских проблем и концепций, в которых обсуждаются темы бытия, человеческого познания, смысла жизни и истории, формируются представления о фундаментальных ценностях жизни.

3. Место философии в учебном процессе определяется также тем, что она дает теоретическую и методологическую основу для усвоения других гуманитарных дисциплин, изучаемых на факультете.

Основная литература
(Учебники, хрестоматии и справочники ко всем темам курса)

Учебники и хрестоматии
1. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4. М.. 1995-1999.
2. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1-2. М., 1991.
3. Основы современной философии. СПб., 1997.
4. Рассел Б. История западной философии. М., 2001.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн. СПб., 1994-1997.
6. Философия: учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Фила-тов. М., 2000.
7. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 3-х ч. М., 1997.
8. Хрестоматия по философии: Учебное пособие (составители: Алексеев П.В., Па-нин А.В.). М., 1996.
Справочники и энциклопедии
1. Новейший философский словарь. Минск, 1999.
2. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. М., 2001.

Примерный список контрольных вопросов.

Программа курса

Тема 1. Введение. Философия и ее роль в жизни человека и общества (4 часа)

Понятие мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Мировоззрение и миропонимание. Религия, философия и наука как три основных способа миропонимания. Философия и наука, философия и религия (сравнительный анализ) Специфика философского познания. Логика и рациональность в философском дискурсе.

Основные области философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия и философия истории. Основные темы и проблемы философии: проблема бытия, проблемы познания и истины, проблемы человека, смысла истории и смысла жизни.

Философия теоретическая и практическая, как учения о том, что есть и о том, что должно быть. Взаимосвязь теоретического и практического аспектов в философском знании. Обыденная и профессиональная философия. Язык философии и иллюзия понятности. Строгость и точность философского языка. Система принципов и категорий философского знания. Аргументация в философии.

Литература
1. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995, © 1.
2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
3. На переломе. Философия и мировоззрение. М., 1990.
4. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001.
5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.
6. Путь в философию. Антология. М., 2001.
7. Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопросы философии. 1993, © 8.

История философии

Тема 2. Античная философия (12 часов)

Античные корни западной культуры. Единство и различия восточной и западной культуры, религии и философии.

Миф и мифологическое сознание. От мифа к логосу: возникновение античной философии. Спасение, удивление и сомнение как три главных импульса философствования.

Греческая натурфилософия, основные направления и концепции. Путь физиса (милетские мудрецы, Гераклит, Демокрит и Эпикур), путь теоса (Пифагор и пифагорейцы), путь бытия (Парменид и Зенон).

Антропологический поворот в античной философии. Открытие субъективности в учении софистов. Неразличимость знания и мнения. Автономия слова и речи. Софисты и Сократ. Диалектический метод. Разум как путь к пониманию жизни. Разум, счастье и добродетель.

Темы бытия и познания у Платона и Аристотеля. Учение Платона о бытии. Мир идей и мир вещей. Учение о душе. Познание как воспоминание. Притча о пещере. Критика платоновской теории идей в философии Аристотеля. Материя и форма. Учение о четырех видах причин. Знание и мнение. Опыт, искусство и наука. Понятие метафизики.

Человек и государство в философии Платона и Аристотеля. Проект идеального государственного устройства у Платона. Философ и государство. Формы извращенного государственного устройства. Высшая цель человека и сущность государства в политическом учении Аристотеля. Классификация основных форм государственного устройства по Аристотелю. Основные причины гибели государств и средства, обеспечивающие их устойчивость власти.

Эллинистически-римская философия. Развитие антропологической темы в учениях эпикурейцев, киников и стоиков. Античный скептицизм как сомнение в возможностях человеческого разума.

Литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001.
2. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х т. Т. 1. М., 1975.
3. Боннар А. Греческая цивилизация. Кн.1-2. Ростов-на-Дону, 1994.
4. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
6. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
7. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М., 1990.
8. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997.
9. Никитин В.Е. Дилемма логоса и хаоса в культуре и историческом мировоззрении античности // Философские проблемы искусствоведения, теории и истории культуры. СПб., 1994.
10. Платон. Государство // Соч. в 4-х т. Т. 3. М., 1973.
11. Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. 1994, © 3.
12. Римские стоики. Сенека. Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.
13. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.
14. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М..2001.

Тема 3. Философия христианского средневековья (4 часа)

Возникновение христианства и основные принципы христианского мировоззрения: монотеизм, креационизм, богоцентризм, провиденциализм и эсхатологизм. Формирование христианской философии, ее особенности. Вера и разум. Периодизация средневековой христианской философии: патристика и схоластика.

Проблема бытия. Бытие совершенное и несовершенное. Бытие и сущее. Рациональная и волюнтативная тенденции в средневековой онтологии. Реализм и номинализм.

Проблема познания. Апофатическая и катафатическая традиции в христианской философии. Религиозно-философская герменевтика. Церковно-ученая и монашеско-мистическая тенденции. Истины разума и истины веры.

Человек как "наказанное творение". Проблема добра и зла в философии Августина. Спор Августина с Пелагием о свободе воле.

Философия истории. Христианство как историческая религия. История священная и мирская. Философско-историческая концепция Августина: история как борьба двух градов. Эсхатологическая мифология средневековья. "Еретический историзм" И. Флорского: история как раскрытие христианской истины и три ее основные эпохи.

Литература
1. Августин А. Исповедь. М., 2000.
2. Августин А. О граде Божием. Минск-Москва, 2000.
1. Библия (книги Ветхого и Нового Завета).
2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
3. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М.,1990.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990.
5. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.
6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
7. Неретина С.С. Верующий разум. Архангельск, 1995.
8. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.
9. Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник - 88. М., 1988.
10. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1994.
12. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

Тема 4. Философия Возрождения и Нового времени (12 часов)

Феномен Возрождения. Характерные черты культуры эпохи Возрождения: гуманизм, элитаризм, культ культуры. Основные особенности философии Возрождения: плюрализм исходных принципов, антропоцентризм, пантеизм, доктрина "двойной истины". Сущность человека и смысл жизни. Индивидуализм и фортуна. Политическая философия Макиавелли.

Идеология Реформации. Основные принципы теологии Лютера. Учение Кальвина и кальвинизм. Протестантизм, его особенности и основные течения. Протестантская этика и развитие капитализма. Развитие культуры и рационального мышления.

Социально-исторические предпосылки философии Нового времени. Отделение философии от теологии. Изменение роли знания и науки в обществе. Рационализм в широком смысле как специфическое отличие философии Нового времени. Рационализм в узком смысле как концепция познания в его противопоставлении эмпиризму.

Рационализм. Критика схоластической философии в учении Р. Декарта. Учение о познании и научном методе. Принцип cogito и врожденные идеи. Идея причинности. Онтологическое доказательство бытия Бога. Дуализм в философии Декарта. Рационалистическая метафизика Спинозы. Учение о субстанции и ее атрибутах. Проблема свободы. Монадология Лейбница и его учение о предустановленной гармонии.

Эмпиризм и сенсуализм. Эмпиризм Ф. Бэкона, критика схоластики и индуктивный метод. Эволюция эмпиризма (Локк - Беркли - Юм). Скептицизм Юма. Философия истории Нового времени (Вико).

Характерные особенности эпохи Просвещения: рационализм, свободомыслие, скептицизм и вера в человека и общественный прогресс.

Литература
1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989, © 3.
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
3. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.
4. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. Произв. М., 1990.
6. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
7. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990, © 4.
8. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1989.
9. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1994.
10. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Москва-Иерусалим, 2000.
11. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.- СПб., 2000.
12. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Соч. в 3-х т. ТТ. 1-2. М., 1985.
13. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.
14. Мартин Лютер. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.
15. Осовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М., 1987.
16. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1989.
17. Фишер К. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.
18. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

Тема 5. Классическая немецкая философия XVIII-XIX вв. (12 часов)

Предпосылки расцвета немецкой культуры в XVIII-XIX веках.

Критическая философия Канта, ее предмет и задачи. Попытка синтеза рационализма и эмпиризма. Трансцендентальное и трансцендентное. Опыт как начало всякого познания. Как возможны априорные синтетические суждения? Априорные формы знания. Структура познавательной деятельности (чувственность - рассудок - разум) и основной трансцендентальный вопрос. Предмет познания. Явление и вещь в себе. Учение о нравственности. Свобода и моральный выбор. Автономия нравственности. Категорический императив. Человек как единство феноменального и ноуменального миров. Идеи к философии истории.

Попытки преодоления кантовского дуализма явления и вещи в себе в системах Фихте и Шеллинга. Основные принципы "Наукоучения". Тождество бытия и мышления в трансцендентальной философии Шеллинга.

Абсолютный идеализм Гегеля. Критика идей Канта, Фихте и Шеллинга и переход от трансцендентализма к последовательному идеализму. Диалектический метод. Диалектика как процесс саморазвития духа, его основные этапы. Ступени развития сознания. Философия природы и философия духа. Учение об истине. Религия и абсолютное знание. Философия истории.

Разложение гегелевской школы. Антропологический материализм Фейербаха как конец классической немецкой философии. Взгляд на религию как на отчужденную сущность человека. Природа человека и "религия любви".

Литература
1. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1993.
2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1999.
3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 2000.
4. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 2001.
5. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в 6-ти т. Т.3. М., 1964.
6. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
7. Кожев А. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля // Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998.
8. Немецкая классическая философия. В 2-х томах. Москва-Харьков, 2000.
9. Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. М., 2000.
10. Фишер К. Артур Шопенгауэр. СПб., 1999.
11. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.
12. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1987.

Тема 6. Постклассическая философия XIX-начала ХХ вв. (8 часов)

Материализм Маркса. От диалектического идеализма Гегеля к диалектическому материализму Маркса. Философия и жизнь. Материалистическое понимание истории. Тезис о первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Способ производства и общественно-экономическая формация. История как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций.

Философская антропология Маркса. Социальная природа человека. Личность как совокупность общественных отношений. Необходимость и свобода. Проблема отчуждения.

Философия Маркса и идеология марксизма. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии Маркса. Русский марксизм в теории и на практике.

Позитивизм. Предпосылки и основные этапы развития. Классический или первый позитивизм. Учение О. Конта о трех стадиях в развитии человеческого духа. Философия и наука. Классификация наук. Социология в системе наук. Социальная статика и социальная динамика. Порядок и прогресс. Радикальный эмпиризм Д.С. Милля. Разработка теории познания на основе принципов эмпиризма и индуктивного метода. Эволюционизм Г. Спенсера. Органическая теория общества. Наука и религия.

Эмпириокритицизм или второй позитивизм. Кризис механико-материалистического обоснования физики. Анализ опыта в трудах Р. Авенариуса и Э. Маха. Познание как биологическое явление. Принципиальная координация организма и среды, субъекта и объекта. Опыт как единство физического и психического. Бытие как поток комплексов ощущений.

Иррационалистическая метафизика Шопенгауэра. Формирование философской системы и ее основные принципы. Мир как представление и мир как воля. Понятие "мировой воли". Ступени объективации воли. Воля и интеллект. Трагедия человеческого существования.

Философия Ницше. Понятие "трагической эпохи" и ситуация нигилизма. Интерпретация древнегреческой философии и культуры: "аполлоническое" и "дионисийское" начала. Программа "переоценки всех ценностей". Особенности "антихристианства" Ницше. "Воля к власти" и идеал "сверхчеловека". Образ Заратустры как мыслителя и пророка. "Любовь к дальнему" как основной принцип новой морали. "Вечное возвращение". Ницше и современность.

Литература
1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1982.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
3. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Рига, 1991.
4. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.
5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 13.
6. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд., т. 3.
7. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. СПб., 1908.
8. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. Т. 2. М., 1990. (Ecce Homo, Так говорил Заратустра, Антихрист, По ту сторону добра и зла).
9. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1995.
10. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии, 1990, © 7.
11. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Сочинения: В 2-х т. Т.1. М., 1992.

Тема 7. Русская философия XIX-XX вв. (12 часов)

Основные особенности и периоды развития русской философии. Возникновение философии в России. Славянофильство и западничество. Революционное разночинство. Естественнонаучный материализм и русский марксизм. Религиозное реформаторство. Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века.

Религиозная метафизика В.С. Соловьева. Критика "отвлеченных начал". Учение о Боге как единстве Абсолюта, Другого и Мира. Основные этапы мирового процесса. Богочеловечество и Всеединство. Мораль, нравственность и любовь. Предчувствие социальной катастрофы.

Христианский персонализм Н.А. Бердяева. Критика марксизма и материализма. Религия как основа философии. Философия - познание бытия через опыт духовной жизни. Темы свободы и творчества. Теодицея. Проблема познания и объективация. Назначение человека и смысл истории.

Развитие русской философии в ХХ веке. Существует ли "русская идея"? Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.

Литература
1. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
3. Вехи. Из глубины. М., 1991.
4. Громов М.Н., Козлов Н.Ф. Русская философская мысль Х-XVII веков. М.. 1990.
5. Данилевский Н.А. Россия и Европа. М., 1991.
6. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.
7. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.
8. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
9. Мир русской философии. СПб., 1996.
10. О России и русской философской культуре. М., 1990.
11. Русская идея. М., 1992.
12. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.. 1990.
13. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1989.
14. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
15. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.
16. Антология русской философии. В 3-х томах. СПб., 2000.

Тема 8. Европейская философия ХХ века (12 часов)

Основные темы и тенденции в философии ХХ века. Рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и экзистенциализм.

Неопозитивизм или аналитическая философия. Философия логического анализа. Логический позитивизм "венского кружка". Принцип верификации. Проблема оснований математики в работах Б. Рассела и А. Уайтхеда. Теория описаний и теория логических типов. "Логико-философский трактат" Л. Витгенштейна. Логический анализ языка и идея "логического атомизма". Осмысленные и бессмысленные высказывания. Высказываемое и не высказываемое. Основные идеи философии лингвистического анализа. Невозможность логически совершенного языка. Язык как живое явление, тесно связанное с практикой человеческой деятельности. Языковая игра как модель работы языка по правилам, которые формируются определенной жизненной практикой. Метафизика как "болезнь языка".

Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера. Фальсификация как способ демаркации научного и ненаучного знания. Концепция роста научного знания и теория "трех миров". Историческая школа в философии науки. Концепция "парадигмального знания" Т. Куна, "методология исследовательских программ" И. Лактоса и "методологический анархизм" П. Фейерабенда.

Позитивное мышление и позитивизм как философская установка. Ограниченность научного мировоззрения.

Экзистенциальная философия. С. Киркегор - первый экзистенциальный мыслитель. Сущность и существование. Этапы развития и формы экзистенциализма. Основные темы экзистенциальной философии: человек как разумное существо в неразумном мире, смерть, страх, свобода и смысл жизни, подлинное и не подлинное существование. Человек в истории, "судьба-ситуация" и "судьба-экзистенция". Миф о Сизифе. Человек как "бесплодная страсть".

Философская герменевтика. История герменевтики, основные этапы развития. Герменевтика как искусство понимания чужой индивидуальности (Фр. Шлейермахер). Герменевтика как метод познания исторических наук (В. Дильтей). Герменевтика как учение о бытии (М. Хайдеггер и Г. Гадамер). Герменевтический круг. Герменевтика как общая методология наук о духе (П. Рикер).

Литература
1. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.
2. Витгенштейн Л. Философские работы., М., 1994.
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
4. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997.
5. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы // Дильтей В. Собр. соч. в 6 тт. Т. 4. М., 2001.
6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
7. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
8. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
9. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
10. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
11. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 2001.
12. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
13. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000.
14. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
15. Структура и развитие науки. М., 1978.
16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
17. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
18. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Основные проблемы современной философии

Тема 9. Онтология. Философские концепции бытия (12 часов)

История развития онтологических представлений. Становление классической онтологии в античной философии. "Трансцендентальный переворот" в онтологии. Социокультурные основания генезиса и развития онтологии человеческой субъективности. Физическое, метафизическое и феноменологическое понимания бытия. Объективная и субъективная онтологии: контуры парадигм.

Объективная онтология. Естественная установка сознания. Физическая интерпретация бытия: диалектико-материалистическая и научно-синергетическая версии. Метафизическая интерпретация бытия: религиозно-метафизические концепции бытия. "Критическая онтология" Н. Гартмана.

Субъективная онтология. Психологическое направление (Ф. Брентано) и феноменология (Э. Гуссерль). Феноменологическая установка сознания. Критика релятивизма и наивного натурализма. Феноменологическая редукция. Феноменология как онтология сознания. Абсолютное бытие сознания и относительное бытие мира. Концепция "жизненного мира".

Антропологический поворот в онтологии. Фундаментальная онтология Хайдеггера как учение о человеческом бытии. Экзистенциально-феноменологическая установка сознания.

Основные понятия онтологии в зеркале различных парадигм: бытие и сущее, реальность и действительность, вещь, пространство и время.

Литература
1. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М., 1997.
2. Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия: итоги тысячелетия. Бишкек, 1997.
3. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.
4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1, М., 1999.
5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
6. Марсель Г. Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему // Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.
7. Никитин В.Е. Антропологический поворот в онтологии ХХ века // Философия ХХ века: школы и концепции. СПб., 2000.
8. Основы онтологии. СПб., 1997.
9. Очерки феноменологической философии. СПб., 1997.
10. Романенко Ю.М. Бытие и естество: онтология и метафизика как типы философского знания. СПб., 1999.
11. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
12. Херрманн фон Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.

Тема 10. Гносеология. Учение о познании и истине (12 часов)

Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Обыденное и научное познание. Познание как "отражение" и познание как "конструирование" действительности. Интуитивное и дискурсивное познание.

Логико-психологические основы познания. Чувственное познание и его основные формы: ощущение, восприятие и представление. Логическое познание и его основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

Субъект познания. Концепции субъекта, сложившиеся в процессе развития гносеологической проблематики: антропологическая, социально-историческая, трансцендентальная и экзистенциальная версии субъективности.

Объект познания. Концепции объекта: объект как сущее, объект как феномен, объект как бытие для другого.

Истина как цель познания. Онтологическая и гносеологическая (классическая) традиции в понимании истины. Различные понимания истины, сформировавшиеся в русле классической традиции: когерентная концепция истины, эмпирическая, прагматическая, конвеционалистская, материалистическая и лингвистическая концепции. Стремление к абсолюту и обреченность на относительность. Истина как ценность и "фанатизм истины". Системный (парадигмальный) и проблемный образы мышления.

Главные познавательные стратегии. Знание и понимание. Рациональное знание и "искусство жизни".

Литература
1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.
2. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
4. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.
5. Липский Б.И. Практическая природа истины. Л., 1988.
6. Основы теории познания. СПб., 2000.
7. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
8. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 2001.
9. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.
10. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

Тема 11. Философская антропология (12 часов)

Учение о человеке в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии. Философская антропология и различные науки о человеке и его жизни (биология, археология, этнография, психология и антропология).

Основные направления в антропологии: религиозно-философская, научно-философская и критическая антропология. Феномен человека в религиозной антропологии (Тейяр де Шарден, М. Шелер, А. Гелен, К. Субири). Метафизическая антропология русских религиозных мыслителей (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Л. И. Шестов, С.Л. Франк). Психоаналитические концепции человека (З. Фрейд и К. Юнг). Структуралистские и постструктуралистские концепции человека (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан).

Философская антропология о сущности человека. Происхождение человека и общества. Религиозные и научные воззрения на происхождение человека.Типологии человека в философской антропологии. Человек как единство природного, социального и духовного начал. Человек в его основных отношениях: Я и Ты (проблема Другого), Я и Мы (проблема общества), человек и культура, человек и природа.

Аналитика человеческого бытия. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, непредопределенность, неповторимость и невыразимость. Основополагающие феномены человеческого бытия: любовь, творчество, счастье, труд, игра, вера, смерть, смысл жизни.

Литература
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
2. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
3. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. М.-СПб., 2000.
4. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2001.
5. Железнов Ю.Д. Природа человека и общества. М., 1996.
6. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.
7. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
8. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991
9. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб., 1997.
10. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
11. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
12. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1978.
14. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
15. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
16. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.
17. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
18. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
19. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
20. Это человек: Антология. М., 1995.
21. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994.
22. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1996.

Тема 12. Социальная философия и философия истории (12 часов)

Основные проблемы и понятия социальной философии. Предмет социальной философии. Социальная философия, социология и историческая наука. Понятие социальной реальности. Натуралистическая, идеалистическая и феноменологическая модели социальной реальности. Структура социальной реальности. Социальная детерминация и общественные отношения. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Индивидуальное, групповое и массовое сознание. Индивид и личность. Природа государства. Государство, общество и человек.

Философия истории, ее предмет и основные проблемы. Проблема исторической реальности. Историческое сознание и историческая вера. Реальность и действительность. Историческое событие и исторический факт. Картины исторической реальности. История и истина. Религиозная, идеалистическая и материалистическая версии исторического процесса. Диалектическая и синергетическая модели истории. Проблема детерминизма в философии истории. Поиски движущих сил общественного развития. Периодизация исторического процесса. Формационная и цивилизационная модели исторического развития. Единство и многообразие истории. Концепция локальных культур и идея универсальной истории. Роль личности в истории. Смысл истории. Глобальные проблемы современной цивилизации и перспективы человечества.

Литература
1. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.-СПб., 2000.
2. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991.
4. Блок М. Апология истории. М., 1985.
5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.
7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990.
8. Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1998.
9. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
10. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
11. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
12. Философия истории: Антология. М., 1995.
13. Философия и методология истории. М., 1977.
14. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.
15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.