zhChinese    enEnglish
  ПМ-ПУ  » Образование  » Программы курсов » Современная философия и методология науки

Современная философия и методология науки

Общий курс

Составители: кандидат филос. наук, профессор Козлов А. А.

Содержание дисциплины

1. Философия, наука, методология: аспекты взаимодействия
Определение позиций и ролей "философа", "ученого", "методолога". Структурно-функциональные особенности организации философии и науки, а также специфические формы и механизмы их взаимодействия. Направления развития философии науки, сложившиеся в зарубежной философии. Исторический, рефлексивный и эвристический подходы к определению форм и механизмов взаимодействия философии, методологии и науки. Понятие о методологическом анализе и его этапах. Методология как форма рефлексии науки и философии и направления методологического анализа.
2. Философия о структуре и динамике развития научного знания
Философия об историческом возрасте науки. Миссия и цель науки в цивилизации, культуре, интеллектуальной культуре. Мифологическое и рациональное в становлении науки и философии. Понятие об уровнях научного знания. Противостояние и взаимодействие эмпирического и теоретического уровней. Возникновение теоретического знания на базе дедуктивно-аксиоматического метода.
3. Метод в философии. Становление и исторические типы методологии
Онтологические, гносеологические и аксиологические основания для перехода от мифа к логосу. Фюсиологи и пифагорейцы. Логико-рациональная традиция Аристотеля. Объединение начал: теоретическое (физическое объяснение), математического, опытного в становлении классической науки. Методы доказательства и опровержения в школах номинализма и реализма. Утверждение антропоцентризма в аспекте принципа новой светской методологии. Рассуждение о методе Р.Декарта. Ф.Бэкон и начала индуктивного метода. Переориентация методологии от натурфилософии к науке. Становление материалистически ориентированной методологии. Методологический трансцендентализм И.Канта. Натурфилософский метод Ф.Шеллинга. Диалектический метод Гегеля. Деятельностная методология И.Фихте. Критика натурфилософской методологической программы со стороны позитивной науки. Зарождение позитивизма. Опыт формирования программы первого позитивизма на основе заявленных методов индуктивного обобщения. Индустриальная революция и переход к новому типу научных коммуникаций.
4. Школы и направления современной методологии
Позитивизм О.Конта, Дж.Ст.Милля, Г.Спенсера, Э.Геккеля и др. как опыт построения единой методологии единой науки. Разработанные Миллем методы индукции. Эмпириокритицизм. Логический позитивизм. Критерий верификации и границы его применения. О полноте, непротиворечивости, формализуемости и возможностях сведения теоретических утверждений к наблюдениям с позиций логических позитивистов и их критиков. Постпозитивизм. Принцип фальсификации. Рационализм и критицизм. Понятия о научных парадигмах и научных революций Т.Куна. Переворот, осуществленный Э.Гуссерлем в области философского осмысления развития наук. Основы феноменологического метода. Постмодернистский переворот в интеллектуальной культуре.
5. Методология естественнонаучного познания
Натурфилософия и позитивизм в определении принципиальных структурных, функциональных, организационных аспектов взаимодействия философии и науки. Механицизм и его онтологические основания в образовании методологических программ. Использование аналогий и формализмов классической механики. Редукционизм как принцип, основанный на постулатах: все простое состоит из сложного; стрела глобального развития в тенденции направлена от простого к сложному.
6. Философские методы в сфере подготовки научного исследования
Уровни методологической рефлексии: организационный - использование методик систематизации исследовательских материалов и планирования научной работы; применение категориальных структур в целях ранжирования, упорядочения знания, в роли оснований для классификаций, каталогов и пр.; разработка и употребление систем категорий в роли эвристических конструкций для активной работы в творческом процессе. О возможности согласования эмпирического, рационального, интуитивно-мистического источников познания как информационных потоков определенного рода. Выявление этапов подготовки научного исследования и проектирования сложной предметной области.

Литература

  1. Берков В.Ф. Философия и методология науки. - Мн., 2004.
  2. Западная философия: итоги тысячелетия (антология). - М., 1997.
  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М., 2001.
  4. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 4. Философия ХХ века. - М., 1999.
  5. История философии: Учебник / Под ред. Ч.С.Кирвеля. - Мн., 2001.
  6. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учеб. пособие. - М., 2000.
  7. Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. - СПб., 2001.
  8. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. - Ростов н/Д., 2004.
  9. Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие. - Ростов н/Д., 1997.
  10. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие. - М., 1998.
  11. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М., 2001 - 2002.
  12. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие. - М., 1998.
  13. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. - М., 1996.
  14. Стёпин В.С. Основы философии науки. - М., 2004.
  15. Философия XX века: школы и концепции. - СПб., 2003.
  16. Философия для аспирантов: Учеб. пособие. - Ростов н/Д., 2002.
  17. Философия и методология науки. УМК для студентов магистратуры / Под ред. А.И.Зеленкова. - Мн., 2004.
  18. Философский энциклопедический словарь. - М., 1994.
  19. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.